Время собирать перчатки

Белорусский бокс на пороге перемен...

Белорусский бокс на пороге перемен. Не косметических, призванных минимальными усилиями прикрыть прежние ошибки, а кардинальных. Результатом которых должно стать преображение всего вида спорта, в прежние времена принесшего стране немало наград высочайшей пробы. Ветер перемен над рингом подул еще в августе, когда на пост председателя Белорусской федерации любительского бокса был избран Дмитрий Тихомолов. Накануне ему вновь пришлось переделывать визитные карточки. Из Алматы, где проходили конгресс АИБА и генеральная ассамблея континентальных конфедераций, Дмитрий Павлович вернулся одним из членов президиума Европейской конфедерации бокса. Следующий шаг, как следует из письма президента Международной ассоциации любительского бокса Чинга Ву, — мировой уровень. Но уже сейчас, едва переведя дух, Тихомолов заявляет: пора действовать!


— Конгресс получился очень полезным и интересным, — делится Тихомолов впечатлениями. — Начиная с понимания того, как происходят перемещения сил за кулисами большого спорта, и заканчивая списком поднятых проблем. Одним из самых серьезных вопросов, вызвавшим оживленную дискуссию, стало постепенное объединение профессионального и любительского бокса. О том, что виды это разные и поединки в них соответственно проходят по различным правилам, говорилось уже много. Однако уже сегодня обсуждается, например, вопрос участия боксеров–профессионалов в Олимпийских играх. Лично мне не очень понятно, чем, условно говоря, Виталия Кличко могла бы сегодня заинтересовать Олимпиада, но движение в этом направлении тем не менее идет. Более того, уже существует несколько клубов под эгидой АИБА, которые занимаются переподготовкой боксеров–любителей для дальнейшего выступления на профессиональном ринге. Причем, что характерно, без отрыва от выступлений за национальную команду. У нас, например, двое ребят — Магомед Нурудинов и Вазген Сафарьянц — тренируются сейчас в таком клубе в Италии.


— И как это согласуется с олимпийской подготовкой?


— Вопросов здесь хватает. С одной стороны, мы совершенно не против, чтобы ребята зарабатывали деньги и обеспечивали себе будущее. С другой — в клубе, находящемся за тысячи километров от Минска, нет ни главного тренера национальной команды, ни личного наставника спортсменов. А значит, и отследить, в какой форме пребывает боксер, с кем и как он проводит поединки, практически невозможно. В то же время показательна матчевая встреча, в которой в преддверии минувшего конгресса сошлись сборная Казахстана и сборная мира. В составах команд выступали такие же точно «профессиональные любители», и их действия вызвали у специалистов уйму вопросов. На чемпионате мира некоторых ребят попросту дисквалифицировали бы за использование запрещенных в любительском боксе ударов!


— С правилами у «любителей» вообще много проблем. Помнится, именно несогласованность в трактовках во многом предопределила неудачу белорусской команды в олимпийском Пекине...


— Да, и с такими темпами ситуация имеет шанс повториться не только у нас. Более того, вопросы вызывает сам допуск к Олимпийским играм. Боксеры, выступающие за клубы АИБА, должны будут квалифицироваться на специальном турнире, где в каждой из весовых категорий лицензию сможет получить лишь один боец. Тогда как на чемпионате мира шанс выступить на Играх получают по десять человек, а остальные могут еще отобраться на континентальном турнире. Это, согласитесь, вряд ли вселяет оптимизм, особенно с учетом того, что Сафарьянц в своем клубе, насколько мне известно, сидит в запасе.


— Почему его тогда так легко отпустили?


— Этот вопрос я собираюсь задать всем, кто отвечает за подготовку национальной команды. Пока у меня нет ответа на вопрос, нужны ли нам эти клубы, хотя сама по себе идея плавного перехода спортсменов из любителей в профессионалы, при котором воспитавшая их школа получает еще и компенсацию, на мой взгляд, достаточно интересна.


— Возвращаясь к конференции: что конкретно дает белорусскому боксу ваша новая должность?


— Авторитет в Европе и мире, голос, с которым придется считаться при принятии тех или иных решений, и просто соответствующее отношение к стране и представляющим ее спортсменам. Я уже не говорю о том, что Европа, которая является основоположницей бокса, в последние годы заметно уступила представительство Азии и просто обязана менять эту ситуацию. Хотя бы по той причине, что здесь сегодня большая проблема с популяризацией этого вида спорта и привлечением детей в секции бокса.


— У нас, насколько я понимаю, аналогичная проблема...


— Я столкнулся с настоящим парадоксом. Для того чтобы ребенок, к примеру, занимался таиландским боксом, родители должны платить деньги. И при этом отбоя от желающих нет. У нас тренировки бесплатные, но проблема с набором. Почему? Ответ на этот вопрос я получил совершенно неожиданно. В Гомеле создали экспериментальную платную группу по боксу, в которую, что удивительно, пошли дети! «Раз деньги берут — значит, что–то хорошее должно быть», — объяснили родители нехитрую логику.


— Теперь все секции станут платными? Или же дело, скорее, в дефиците информации о боксе?


— Переводить все школы на платную основу мы пока не собираемся. А вот комплектованием займемся всерьез. Готовим предложение по восстановлению потерянной системы детско–юношеских школ, которая существовала во времена Союза, и развитию бокса. Еще одна задача — привлечение к тренировкам с помощью ГУВД трудных подростков.


— Не хватало, чтобы хулиганов еще и боксу научили...


— Я это уже проходил. В 80–х годах, когда тренировал точно такую же «трудную» группу. Занималось у меня в общей сложности человек триста. Большинство из них в зал привели милиционеры. Но многие из этих ребят всерьез увлеклись спортом, а Саша Зенюк, которого я фактически защитил от суда, впоследствии стал полковником бронетанковых войск! Хороший тренер всегда найдет способ донести до своих учеников не только правила бокса, но и правила жизни.


— И много у нас сейчас таких тренеров?


— Это еще один серьезный вопрос, которым уже начали заниматься. Особое внимание уделим выпускникам кафедры бокса, для которых постараемся сделать все возможное, чтобы они не растворились в толпе охранников, как это происходит сейчас.


— Изобретать велосипед не надо: одна из главных проблем — деньги.


— Это так. И поэтому наша задача обеспечить поддержку молодых тренеров. Тем специалистам, которые на самом деле будут работать, федерация собирается доплачивать премии, которые будут увеличиваться с ростом результатов. Сейчас, кстати, как раз завершается разработка системы поощрений. Еще один момент — спортивные лагеря. Их создание, с одной стороны, исключит вариант, при котором ушедшие на каникулы юные спортсмены праздно шатаются по улицам, а с другой — позволит тренерам получить дополнительные, летние надбавки. Аналогичная система поощрений и, что важно, наказаний будет введена и для судей. Проблем с ними сейчас много. Лично за руку я никого не ловил, но знаю, что имело место некачественное и даже договорное судейство. Понятно, что бокс — спорт субъективный, но именно поэтому отбор спортсменов в сборные команды должен происходить не на основании какого–то одного турнира, а по решению тренерского совета. Руководить им, к слову, будет очень авторитетный человек — Валерий Соболев. Судейский корпус возглавит судья международной категории и АИБА Сергей Кемен. Вообще, сейчас разрабатывается глобальная стратегия развития бокса вплоть до 2016 года.


— Виктор Зуев — возрастной спортсмен. Судя по отъезду в Италию, Сафарьянц и Нурудинов также не собираются продолжать любительскую карьеру после 2012 года. После Олимпиады нас ждет серьезное обновление национальной команды?


— Сегодня у нас в команде 21 человек, и на каждого мы надеемся. Молодежь, впрочем, мы также подтягиваем и будем серьезно готовить. Но здесь, к слову, тоже вопросов хватает. К календарному плану, например. Я с ним категорически не согласен. К Олимпиаде нужно готовиться в жестких условиях. Провести несколько турниров, которые стали бы своего рода генеральной репетицией Игр. Пусть остается вероятность того, что кто–то из спортсменов проиграет и даже травмируется, но зато те, кто выйдет на олимпийский ринг, не будут удивляться, если вместо давно знакомого россиянина или украинца им жребий подбросит соперника из Того, у которого каждый кулак с хорошую дыню. Это профессионалов можно бережно вести по рейтингу через строй «мешков». У любителей все иначе. А наша сборная из года в год ездит на те же самые турниры, сражается со знакомыми соперниками. И бойцы при этом проводят в лучшем случае по 11 — 15 боев в год, тогда как для нормальной подготовки эта цифра должна быть вдвое большей! В сборной СССР, например, тренировались так: 20 дней сбор, турнир — 5 дней дома, потом заново.


— Для Беларуси эта схема подойдет?


— Пока не готов сказать, но уже сейчас на Кубке страны в Бресте очень многие тренеры, например, просили возродить соревнования между областями. В прежние времена семь наших регионов разыгрывали Кубок «стенка на стенку». Для областей это был престиж, для спортсменов — отличная регулярная практика, для зрителей — зрелище. Или вот базы. Специализированный комплекс, в котором можно найти все необходимое для подготовки боксеров, есть только в Гомеле. Сейчас обсуждается возможность создания подобного центра в Минске. Важным моментом является и сотрудничество с телевидением. Вместе с тем, говоря обо всех этих проблемах, необходимо понимать, что невозможно охватить все разом и за один день. Но, двигаясь в правильном направлении, мы обязательно достигнем поставленной цели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter