Хватает ли белорусскому телевидению хороших детских передач? Достаточно посмотреть программную сетку, чтобы сказать: совсем не хватает. Одна только «Калыханка» и пара-тройка молодежных проектов («ПИН_КОД» и «Хочу в телевизор!» на Беларусь 2) разве могут отдуваться за всех? Вот и заместитель Премьер-министра Наталья Кочанова на недавнем семинаре-совещании по социальным вопросам в Миноблисполкоме это отметила: «В выходной иногда беру пульт, просматриваю каналы. Нет нормальных детских передач, которые, к примеру, мы в детстве смотрели. А ведь они подрастающему поколению интересны. И такие передачи должны быть, в том числе на региональном телевидении».
Давайте подумаем: должны быть для чего? Полагаю, чтобы уравновесить и создать некий баланс между тем «взрослым» негативом, обилием криминальной хроники и «ментовских» сериалов, сбить градус агрессии, которым грешат некоторые российские телеканалы, нести некий заряд позитива и добрых эмоций. В детских передачах априори не может быть места злу, насилию, ненависти. Их изначальный смысл — давать детям положительную информацию. Нечего и говорить, что такой посыл именно сегодня приобретает особенное значение в связи с тем, что происходит в мире — теракты, резня и насилие на улицах тех же европейских городов. Да и последние события в нашей стране наводят на такие мысли: нападение в ТЦ «Европа», подростковые суициды, убийство на Гомельщине сельских почтальона и учительницы.
Дети, как известно, подобны все впитывающей в себя губке. И если эфир переполнен негативными картинками, если там нет места добрым просветительским программам, то чем это засилье насилия компенсировать? Ведь не у каждого в доме, особенно если речь идет о сельской местности, есть возможность включать детский телеканал «Карусель» или ему подобные. Чаще всего он будет смотреть то, что предпочли взрослые, причем во многих домах телевизор работает фоном. Родители заняты своими делами, а ребенок между тем, сидя неотрывно у экрана, запросто может впитать в себя вовсе не то, что хотелось бы его маме и папе. А если в довершение ко всему он привязан к компьютерным играм, где крови и убитых тел героев море разливанное, стены домов разлетаются от взрывов, рушатся небоскребы, то, собственно, как этому может противостоять детская психика? Стрелялки — это огромная индустрия развлечений, все больше благодаря технологиям становящаяся похожей на реальный мир. И кто может гарантировать, что завтра, насмотревшись и наигравшись во все эти убийства, подросток не возьмется за оружие и не пойдет в реальный мир воплощать увиденное в мире виртуальном?
Не только семья, но и школа может подключиться к поддержанию в детях психического здоровья. Большой плюс, что в белорусских школах далеко не первый год появились и работают психологи. Сегодня наши вузы готовят огромное количество специалистов. Их более чем достаточно. И сейчас настало время, когда работать им нужно с максимальной отдачей. Есть подозрение в адекватности того или иного ученика — пусть сто раз поговорит с его учителями, с ним самим, посмотрит на его поведение. И в случае чего своевременно принимать меры. Наталья Кочанова обратила внимание на то, что у нас в стране выстроена структура, которая должна работать на всех уровнях — детский сад, школа и так далее, и здесь назрела необходимость более внимательного подбора кадров в этой области. Психолог работает с человеческой судьбой, человеческой душой. И надо старательно к этому подходить.
bizyk@sb.by