Минздрав планирует увеличить время на прием пациента

Время на здоровье

В России установили новый временной лимит на прием пациента. Теперь участковым педиатру и терапевту отведено на каждого подопечного по 15 минут, лору — 16, неврологу — 22, офтальмологу — 14, а акушеру–гинекологу — все 22 минуты. Причем оформление медицинской документации не должно занимать более 35% от установленного норматива. Но пациенты не спешат радоваться, потому как эксперты оценивают новшество неоднозначно: «Если не увеличить штат специалистов, то этот приказ становится не обязательной для выполнения рекомендацией!» У нас временные нормы обслуживания детей и взрослых в первичном звене, утвержденные постановлением Минздрава № 161, не пересматривались с 2007 года. Хотя, заметим, 8 лет назад официальный регламент был вдвое меньше! В последнее время над вопросом пересмотра временных лимитов активно работают. И ему быть однозначно, подтверждает начальник отдела оказания первичной медицинской помощи Минздрава Людмила Жилевич. А вот когда — пока неясно. В чем же проблема?


Людмила Жилевич.
Фото Александра Стадуба
Аксиома: без должного внимания со стороны доктора невозможно и доверие к нему. «Если врач торопится, много времени занимается заполнением карточки и других документов, а не осмотром и расспросами больного о его состоянии, то неудивительно, что определенная часть рекомендаций или игнорируется, или неверно трактуется, — рассуждает в прошлом врач–стоматолог, а ныне пенсионерка Надежда Антоновна. — Что говорить, порой уходишь из кабинета участкового врача обескураженной, не получив внятного ответа насчет своей проблемы. А еще узкие временные рамки на прием — это, что хуже всего, невысокое качество лечения». Впрочем, здесь хотелось бы заметить: эти рамки никогда и не были жесткими. Никто не измерял и не станет измерять по минутам, сколько врач потратил времени, вписался ли в регламент. Потому что для одного пациента будет достаточно 7 минут, чтобы поинтересоваться изменением его самочувствия или закрыть лист нетрудоспособности, а другому мало и получаса, если налицо тяжелая хроническая болезнь.

В любом случае изменить нормативы времени врачебного приема с наскока никак не получится. «Если без тщательной проработки пойти на их увеличение, то пропорционально уменьшится количество выданных талонов к доктору — меньше пациентов сможет попасть на прием. Получается, менее доступной станет первичная медицинская помощь. И чтобы не получить перекосов, не вызвать недовольство людей, надо создать все условия для предстоящего новшества, — рассуждает Людмила Жилевич. — Прежде важно укомплектовать врачебными кадрами, средним медицинским персоналом участковую службу. Кроме этого, обеспечить высокий уровень технического оснащения рабочих мест медперсонала, в том числе и компьютеризацию первичной сети».


С первым вопросом прогресс имеется. В штате поликлиник уже трудятся 1.200 помощников врача, чья квалификация позволяет вести самостоятельный прием пациентов. И брать на себя от 30 до 70% решений тех проблем, которыми прежде занимались участковый терапевт или врач общей практики. А значит, у самого доктора появляется больше времени на пациентов, действительно требующих особого внимания. По словам Людмилы Аверкиевны, как только в системе появится в достаточном количестве сформированных команд, состоящих из терапевта, медсестры и помощника врача, можно будет перераспределить между ними функции по квалификации и внести изменения в нормативно–правовые документы, регулирующие отраслевые нормы времени обслуживания пациента.


А вот со всеобщей компьютеризацией есть проблемы. Семен Поляков, заведующий отделом организационно–методического и системно–технического сопровождения информатизации здравоохранения РНПЦ медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, оценивает ситуацию так: если в Минске медицинские учреждения на 85% оснащены необходимой техникой и на 100–процентную готовность выйдут очень может быть к концу следующего года, то в регионах пройдена в лучшем случае только половина пути. Там лишь 30% рабочих мест терапевтов и узких специалистов оснащены компьютерами. Вопрос финансов... С другой стороны, сложнее всего с укомплектованностью штатов именно в минских поликлиниках. В среднем этот показатель по врачам — 82,8%. Столице нужно 111 участковых терапевтов и 776 участковых медицинских сестер...


Как бы то ни было, в планах — к 2020 году полностью информатизировать амбулаторно–поликлиническую сеть. Однако вопрос о том, чтобы врачи смогли больше времени уделять пациентам, будет решен много раньше — твердо обещают в Минздраве.

Справка «СБ»

Временные нормативы амбулаторно–поликлинической помощи, финансируемой за счет бюджета, подразделяют на три категории. Первая — это время первичного приема терапевта или врача общей практики: 15 минут. Профилактический прием у врача общей практики 10 минут, у участкового терапевта 9 минут. Вторая категория — врачебная консультация на уровне центральной районной больницы или межрайонных городских медицинских центров: 15 минут. Наконец, третья — прием врача на областном или республиканском уровне. Здесь норматив увеличен до 20 минут на прием у терапевта, так как пациент приезжает на консультацию из другого города с множеством диагностических заключений и результатов обследований, на анализ которых требуется больше времени. Что касается узких специалистов, то, скажем, нормы приема у нейрохирурга и психиатра на областном уровне 20 минут, на республиканском — 30. В частных медцентрах временные рамки у терапевта и многих врачей узкого профиля до получаса.

Мнения

Дмитрий ШЕВЦОВ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике:

— Почти 10 лет назад — в то время, когда я работал главным врачом 34–й центральной поликлиники Советского района Минска, — амбулаторно–поликлиническая сеть испытывала ощутимый кадровый дефицит, и мы вынужденно шли на сокращение времени на визиты, смещая его на врачебный прием. Также по некоторым специальностям нормировали время, отведенное на одного пациента, в сторону уменьшения. Сегодня в таких мерах нет никакой необходимости. Вопрос, наоборот, в увеличении времени приема. Если это произойдет, то снизится напряженность между доктором и пациентом, больше будет шансов на взаимопонимание и доверие между ними.


Татьяна ДОМБРОВСКАЯ, главный врач 22–й поликлиники г. Минска:

— Пересмотр устоявшихся нормативов, на мой взгляд, можно только приветствовать. Больше времени на прием — это другое качество оказания медицинской помощи. Думаю, 20 минут для осмотра первичного пациента у терапевта — это более оправданно. Особенно когда внимание надо уделить пожилому человеку, имеющему в анамнезе тяжелые хронические заболевания.


Сергей МАЛЫШКО, главный врач 2–й центральной поликлиники г. Минска:

— Существующая нормативно–правовая база позволяет руководителю пересматривать время в сторону уменьшения или увеличения диалога между доктором и пациентом. Но при этом, действительно, важно перераспределить функции доктора и его помощника. А информатизация отрасли поможет уделить больше внимания людям. Это важно, чтобы не уйти в никому не нужный дисбаланс: время врачебного приема стало больше, а количество принятых пациентов меньше. Поэтому здесь надо все четко отрегулировать.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 237 (24867). Вторник, 8 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter