Автоматизация и совершенствование производства фейков разворачивают людей к традиционным СМИ

Возврат к реальности

Широкой общественности датский Saxo Bank известен по своим шокирующим предсказаниям, которые он ежегодно преподносит к концу года. Прекрасный маркетинговый ход: страх, пожалуй, один из самых ходовых массовых информационных товаров. На предсказаниях какого-нибудь апокалипсиса играют немало провидцев разных мастей. Но чем отличаются датские финансисты, так это тем, что они все-таки люди серьезные. Если и пугают, то исходя из некоего гиперболизировано пессимистичного, но анализа. И надо отметить, что их прогнозы иногда сбываются. Не знаю, будет ли нефть по 150 долларов, как грозит Saxo Bank, в следующем году или массовое употребление лекарств от похудения обанкротит индустрию фитнеса. Но невозможно не согласиться с опасениями аналитиков по поводу искусственного интеллекта. Нет, он не станет во главе восстания машин. Точнее, если и будет угроза такого бунта, то явно не в 2024-м. Но вот развернуться во всю мощь в информационном пространстве искусственный интеллект вполне способен. Не самостоятельно, а под чутким руководством политтехнологов или просто людей со слишком богатым чувством юмора. Впрочем, Saxo Bank Америку открывает во второй раз. Производство фейков и дипфейков уже относительно давно автоматизировано. Искусственный интеллект — только следующий шаг к совершенству. Но вывод датчан не совсем ординарный: произойдет рост акций традиционных, так сказать, информационных холдингов. Некоторых — кратно. Можно говорить о ренессансе классической журналистики. 


Мир уже давно живет в состоянии постправды. Еще в прошлом десятилетии британские ученые изучили интернет-пространство и обнаружили, что информация на 90 процентов являлась неточной в той или иной степени. Не откровенной выдумкой или ложью, а просто не совсем достоверной. Это объяснялось так: с развитием электронных систем барьер входа в журналистику резко снизился. Соответственно, это отразилось и на профессионализме как самих поставщиков новостей и публикаций, так и на процессе проверки данных на достоверность. 

Это было вроде бы недавно, но уже совершенно давно. Сейчас события не интерпретируются, не подаются односторонне, даже не искажаются, а попросту создаются заново. Причем они делаются выпуклыми, яркими, сочными, но правдоподобными. И эта виртуальная реальность нередко становится действительностью для немалого количества пользователей сети. Искусство формирования параллельного мира постоянно совершенствуется. Про фабрики троллей, боты и другие технологии известно давно. И их активно эксплуатировали. Подделать голос, создать даже визуальный искусственный образ тоже научились не вчера. В Голливуде цифровые спецэффекты уже лет 20 используются. Но дорогим это являлось удовольствием, доступным только очень богатым продюсерам с многомиллионными инвестициями. Кстати, фабрики троллей тоже требовали весьма серьезных затрат. Поэтому инструменты раскручивания фейков использовали, но фрагментарно. 

Искусственный интеллект, нейросети и сопутствующие технологии делают создание дополнительной или параллельной реальности процессом относительно недорогим. И, самое главное, доступным. Уже нет необходимости в приобретении специализированного и сложного ПО, за реализацией которого в той или иной степени мог осуществляться контроль и на государственном, и на корпоративном уровне. При всем своем цинизме крупные IT-корпорации все-таки заботились о своем имидже, чтобы реализовывать специализированные программные продукты направо и налево. Искусственный интеллект производство фейков и их различных производных делает дешевым удовольствием, причем быстрым и качественным. Поэтому не напрасно беспокоятся аналитики Saxo Bank — процесс-то уже начался. И когда смотришь ролики, размещенные в социальных сетях или на агрегаторах новостей, приходится придерживаться принципа: не верь глазам своим. Собственно говоря, современные технологии, с одной стороны, сделали информацию более доступной. С другой — убили ее достоверность, поэтому снизили ее ценность. 
Фактически постепенно и безвозвратно многочисленные каналы современной коммуникации теряют функцию информирования, оставляя за собой безоговорочное право только на развлечение публики. Пользователи это понимают. И постепенно начинают дрейфовать в сторону традиционных СМИ, ориентируясь на их сообщения, в том числе размещенные на сайтах, в соцсетях этих изданий.
Конечно, еще далеко не все смотрят в сторону первоисточников. Но общество движется в этом направлении. 

Да, есть расхожее мнение, сформировавшееся, пожалуй, еще на заре журналистики, что все газетчики врут. И такое бывает. Все зависит от автора, издания, в котором он работает, и, собственно говоря, имиджа и автора, и издания. Таблоиды и желтая пресса — изобретение не нашего века. Но и отношение к их публикациям соответствующее. Когда-то казалось, что интернет поднимет свободу слова и плюрализм мнений до абсолютной высоты. И на электронную трибуну сможет выйти любой человек, который имеет собственное мнение и желает его высказать. Так оно и получилось. Вот только и разнообразие информации, по большому счету, снизилось. Так как популистские инфопроекты выдавили с рынка немало более-менее качественных продуктов. И если отсечь все сомнительное, чем богата нынче Сеть, то выбор даже стал уже. По крайней мере, есть у меня такое ощущение. И по сравнению с современным высокотехнологичным информационным нигилизмом естественный субъективизм классической журналистики уже кажется верхом правдивости и этичности. 

Дрейф в сторону традиционных СМИ наблюдался уже давно. Хотя он был очень медленным и в какой-то степени даже незаметным. Но рано или поздно должен был произойти резкий разворот. В конце концов, виртуальная реальность (созданная интеллектом, но искусственным) может быть очень привлекательной. Но она разрушается, когда человек соприкасается с окружающей действительностью в офлайне. И Saxo Bank считает: резкий разворот в сторону качественной и подтвержденной информации произойдет именно в 2024-м. Сколько бы ни критиковали и ни сомневались в традиционных СМИ, но они борются за своего читателя и заботятся о своем имидже. Кроме того, в каждом приличном издании существует система проверки достоверности данных. И на фоне производства фейков, которые подсовываются и классическим журналистам, подозреваю, эти системы будут только усиливаться. Поэтому не исключено, что в следующем году мы увидим трансформацию информационного пространства. 



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter