Фрагмент храма, разрушенного после войны, нашли за 400 километров и доставили в Могилев

Возвращать — хорошая традиция

Когда в редакции «СГ» раздался телефонный звонок от нашего постоянного автора, заместителя директора средней школы № 34 Могилева, учителя истории, депутата Могилевского городского Совета депутатов Галины БЕЛЯЕВОЙ, стало ясно: есть повод для материала. Галина Николаевна занимается работой по увековечению памяти погибших в войну, вместе со школьниками ежегодно участвует в поисковых экспедициях. Ее волнует все, что связано с историей нашей страны. Вот и на днях результат принесла еще одна ее исследовательская деятельность: в Беларусь из России вернули чудом сохранившийся фрагмент разрушенного могилевского храма. Есть надежда, что благодаря этой нити удастся найти надмогильную плиту и мощи святого Белорусского экзархата Русской православной церкви архиепископа Георгия Конисского.


МОГИЛЕВ

История поиска началась в 2013 году, когда Галина Николаевна решила найти один архив. Она знала, что в 1907-м великий князь Николай Михайлович (дядя последнего русского императора) инициировал проект «Русский провинциальный некрополь». Священники всех епархий должны были составить перечень надгробий выдающихся людей империи. Данные собрали, а вот опубликовать успели лишь одну книгу. Началась Первая мировая война, потом революции, и том с данными из белорусских епархий не издали. Однако Галине Беляевой в 2018 году в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге удалось найти архив с черновиками.

Архиепископ Георгий Конисский.
— Все материалы по белорусским епархиям переписала, тогда же узнала о надгробиях в могилевской Спасо-Преображенской церкви. Одно из них принадлежало захоронению архиепископа Могилевского и Мстиславского Евсевия (Орлинского), — рассказывает Галина Беляева.

Прежде чем рассказать, как разворачивались события, несколько слов об истории храма. Впервые деревянная Спасо-Преображенская церковь упоминается в 1478-м.

При ней располагались строения с монастырскими кельями. Горела и восстанавливалась святыня несколько раз, в 1748 году на ее месте построили каменную церковь. Но снова пожар. В результате по приглашению архиепископа Георгия Конисского виленский архитектор Иоганн Криштоф Глаубиц возвел собор в стиле барокко. Спасо-Преображенская церковь славилась иконой Божией Матери, которая чудотворным образом явилась на стене Могилевского замка. Монастырь закрыт в 1918-м, а здания церкви пострадали во время Великой Отечественной, позже их снесли.

— На их месте располагается управление Следственного комитета, — поясняет Галина Беляева. — Не осталось никаких следов, только описания могил почивших и похороненных в храме священнослужителей, которые получила в архиве. Искала на всех кладбищах Могилева, даже области, чтобы понять, что сохранилось из надгробий.
В ходе этой работы поступила информация, что в Орле в России краеведы нашли плиту с могилы архиепископа Могилевского и Мстиславского Евсевия (Орлинского). Мне прислали фото. Сравнив с материалами архива, выяснила: действительно наша реликвия.
Есть несколько версий, как она попала в Орел (от него до Могилева около 460 километров). Местные краеведы предполагают: ее могли использовать в качестве строительного материала. Нашли плиту среди бытового мусора на окраине Орла, рядом железнодорожная станция. Судя по документам, в то время, когда сносили Спасо-Преображенскую церковь, в этом районе Орла мостили улицу.

— Практика использовать строительный мусор на новом объекте существовала давно, — отмечает эксперт. — Железнодорожные пути есть, доставлять недалеко, так что такая версия имеет право на существование. Есть и другая: верующие люди, возможно, родственники вывезли плиту из Могилева.

ОРЕЛ

Галина Беляева занялась организацией белорусской экспедиции в Орел, но сложившаяся на то время эпидемиологическая ситуация затормозила работу. Очередной поворот дело получило в этом году. В апреле с историком связались представители Могилевской епархии Белорусской православной церкви.

— Они получили письмо из Орловского краеведческого музея за подписью старшего научного сотрудника Анны Шатеевой, — продолжает собеседница. — Протоиерей церкви Иоанна Предтечи отец Владимир (Сергеев) и пономарь Сергей Зайцев сообщали: плита все еще на местном кладбище и местное духовенство хочет передать ее в Могилев. Объединили усилия, депутатский корпус выделил транспорт. Консультировались со специалистами Министерства культуры, как действовать. Помог нам начальник управления по охране исторического наследия Орловской области Иван Алтухов.

В России представители белорусской делегации Галина Беляева, сотрудник Могилевской епархии Александр Емельянов и могилевчанка Елена Вепринцева встретились с Тихоном, митрополитом Орловским и Болховским. Вот как описала это значимое событие Анна Шатеева: «Приезжали гости из Беларуси. Я под таким впечатлением! Это совершенно другие люди, чистые, позитивные… Они приехали с такой радостью и миром, который обнимает… Хочется после таких встреч быть светлым, радостным и всех любить!»

Поиски, продолжавшиеся десять лет, увенчались успехом: фрагмент белорусского храма вернулся на нашу территорию.

Настоятель церкви Иоанна Крестителя в Орле отец Владимир (Сергеев) с Галиной Беляевой и представителем Могилевской епархии Александром Емельяновым.

МОГИЛЕВ

Чем ценно наследие архиепископа Евсевия?

— Удивительно, но именно в этом году исполняется 140 лет со дня его кончины, — дополняет рассказ Галина Беляева. — Уроженец Тульской губернии, сын дьячка, он стал ректором Московской духовной академии. В советское время считалось, что основоположник науки педагогики — Константин Ушинский. Между тем владыка Евсевий на 23 года раньше, чем он, опубликовал книги по воспитанию детей, и они переиздавались четыре раза.

Позже владыка Евсевий вел миссионерскую деятельность, был епископом Самарской кафедры, епископом Иркутским и Нерчинским. Изучал местные языки и вел службу на них, чтобы сделать ее понятной коренным народам. Как архиепископ Могилевский и Мстиславский, учитывал нужды своей разнородной паствы, люди уважали его за доброту и отеческое отношение.

Плиту с его могилы в Спасо-Преображенской церкви привезли в Могилев. Вероятнее всего, ее передадут в местный краеведческий музей.

Добавим, рядом с захоронением отца Евсевия (и это подтверждают архивные материалы) располагалась могила святого Григория Конисского. К слову, при нем церковь после последнего пожара отстроена и освящена. Вот какая эпитафия — он ее составил сам — выбита на мемориальной доске: «1717—1795 гг. Колыбель Нежин, Киев — мой учитель, Я в тридцать восемь сделался святитель, Семнадцать лет я боролся с волками, Двадцать и два, как пастырь, отдохну я с овцами…»

Могилевские исследователи не теряют надежды отыскать следы его надгробия и мощей.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter