Беларусь помнит. Василий Мухин — летчик-истребитель, ведомый легендарного Кожедуба

Воздушный ас дядя Вася

Недавно руководитель витебского военно-патриотического клуба «Поиск» Анатолий Бурдо рассказал мне историю, для которой захотелось написать продолжение. Анатолий Алексеевич вспомнил, как два года назад во время научно-практической конференции в Прохоровке, где читал доклад о летчиках-асах Великой Отечественной, случайно разбил губу:

— Швы снимал уже дома, в поликлинике № 4. Когда травматолог поинтересовался, где меня так угораздило, ответил, что на Курской дуге. А он: «У меня там дядька воевал». «Вы еще скажите, что он — Герой Советского Союза», — сострил я. «Вообще-то да! — с гордостью заметил врач. — Летчик-истребитель Василий Мухин, ведомый легендарного Кожедуба...»

Так пациент и врач Михаил Абрамов подружились. А 9 Мая 2017-го они вместе пронесли фотографии воевавших родственников по витебским улицам во время акции «Беларусь помнит».

2017 год. Михаил Абрамов (слева) с руководителем военно-патриотического клуба «Поиск» Анатолием Бурдо на площади Победы в Витебске во время акции «Беларусь помнит».

Михаилу Абрамову — 63. Родился на Сахалине, куда после военного училища направили отца. В отставку полковник Степан Абрамов уходил с должности завотделом службы войск штаба 3-й танковой армии, дислоцировавшейся в Германии. Там же, в Магдебурге, окончил школу его сын. Михаил Степанович вспоминает, что на решение стать врачом сильно повлиял дядя Вася, живший в Гомеле:

— Я, пожалуй, мог стать либо военным, либо медиком. Глядя на маму, родную сестру Василия Филипповича, которая была фельдшером, я выбрал второе. Мама с братом родились в деревне Кунторовка на Гомельщине. Там во время летних каникул мы встречались с героическим дядей. Там я увидел его шрам после тяжелого осколочного ранения, полученного в 1942-м под Грозным. Тогда в мое детское сознание запали две мысли. Как с фактически изуродованной ногой можно было продолжать воевать? Кроме того, мне во что бы то ни стало захотелось облегчить боль близкого человека! Для этого нужно было получить диплом врача.

При поступлении в вуз выбор пал на Витебский мединститут. С одной стороны, Придвинский край хорошо был известен отцу Михаила Степановича, который служил в Боровухе под Полоцком. С другой, предполагалось, что, пока родители находятся в Германии, гомельский родственник присмотрит за племянником-студентом. Михаил не был против такой опеки.

Герой Советского Союза Василий Мухин выступает перед гомельской молодежью.

— Когда во время семейных торжеств дядя Вася прикалывал к пиджаку Звезду Героя, я понимал, что это один из тех людей, которые писали историю Великой Отечественной. К тому же дядька он был мировой! Пообещает сводить в цирк, обязательно выполнит. А как же мне, мальчишке, интересно было слушать его рассказы о наших истребителях Ла-5, которые вели неравные бои с фашистскими «мессерами», о наземной отработке маневров с побратимом Иваном Кожедубом, следить за развитием Ясско-Кишиневской операции по сохранившимся у него боевым картам! При этом он оставался скромнейшим человеком. В деревне помогал старикам по хозяйству. А удостоверением Героя едва ли не в первый раз с неохотой воспользовался на вокзале в Гомеле, чтобы помочь родственникам купить билет на поезд.

Высокое звание Героя Советского Союза Василию Мухину было присвоено 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий, проявленные при этом мужество и героизм. В мирное время ветеран стал лектором общества «Знание» и с удовольствием рассказывал гомельским школьникам, как добывал Победу. Из жизни он ушел в 1984‑м. Но память о нем, в том числе в семье племянника, жива.

— В акции «Беларусь помнит» поучаствовать предложил Анатолий Бурдо, — вспоминает Михаил Абрамов. — Я нашел фото Василия Филипповича, которое он прислал домой с фронта в марте 1945-го. На нем он изображен со Звездой Героя и тремя орденами Красного Знамени. Увеличил снимок. Распечатал. С ним шел по витебским улицам. Чувства сопричастности к чему-то великому, гордости и благодарности родственнику, его однополчанам и всем ветеранам, приближавшим День Победы, меня тогда просто переполняли. 

В семье Михаила Абрамова бережно хранят книги «Крылатая гвардия» Кирилла Евстигнеева и «Верность Отчизне» Ивана Кожедуба, где многие эпизоды посвящены героическому дяде Васе. Старший внук, 10-классник Влад, их уже прочел и использует для написания школьных сочинений историко-патриотической тематики.

Воспоминания Василия Мухина о первом боевом вылете с Иваном Кожедубом: 

— Ме-109 набросились на группу Ла-5 с еще большим ожесточением. Отбиваясь от них, наши летчики продолжали сближаться с «юнкерсами». Вражеские воздушные стрелки открыли яростный огонь, но и это не ослабило боевого порыва советских воздушных бойцов. От меткой очереди Семенова один Ju-87 загорелся и круто пошел к земле. Через несколько секунд пламя охватило второй «юнкерс». Строй пикировщиков сломался. Бросая бомбы в чистое поле, они стали спешно разворачиваться на обратный курс.

— Прикрой, атакую! — услышал Мухин по радио голос своего ведущего.

Когда Кожедуб вот-вот должен был ударить по «юнкерсу», на него сверху неожиданно пошел в атаку Ме-109. Но путь ему преградил Мухин. Удар по врагу оказался точен: напоровшись на свинцовую очередь, «мессер» загорелся и, разматывая за собой длинный шлейф черного дыма, круто понесся к земле...

СПРАВКА «СБ»

Василий Мухин родился 31 декабря 1917 года. В действующей армии — с июля 1942-го. Сражался на Юго-Западном, Северо-Кавказском, Воронежском, 2-м Украинском фронтах. Заместитель командира эскадрильи 178-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант Мухин, совершивший к концу войны 340 боевых вылетов и уничтоживший 19 самолетов противника, с боями дошел до чешского Брно.

golesnik@sb.by

Фото автора и из семейного архива Михаила Абрамова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter