Вот паразит...

В последнее время омела проявляет слишком бурную активность, осваивая все новые участки...

Шарообразные кусты, угнездившиеся на ветках деревьев, видели, пожалуй, все. Это — омела белая, или «ведьмина метла», — растение–полупаразит. Им заражены многие лиственные деревья, особенно вдоль оживленных дорог. В последнее время омела проявляет слишком бурную активность, осваивая все новые участки...


Первыми встревожились по поводу распространения «полупаразита» в Гомельском дворцово–парковом комплексе Румянцевых — Паскевичей. Нынешней весной здесь были замечены нежелательные «клубки». Гомельский парк уникален, здесь собраны редкие, нетипичные для наших мест растения с разных концов света. Есть и «пожилые» экземпляры возрастом за два века, доставшиеся от прежних хозяев. Им «довесок», высасывающий соки, совсем ни к чему. Генеральный директор дворцово–паркового комплекса Румянцевых — Паскевичей Олег Рыжков уверен — зараза пришла извне:


— Мы за деревьями следим очень тщательно, и для нас эта проблема как раз менее актуальна, чем для других территорий. Именно оттуда в парк попадают семена. Поэтому мы обратились к соответствующим городским и областным службам: на омелу надо реагировать, пока не поздно.


Начальник участка гомельского предприятия «Лещинец», специализирующегося на озеленении, Павел Вересович заверил: реагируем. Несколько лет назад массово вырезали паразита — в этом году он возродился примерно в тех же объемах... Учитывая плодовитость кустарника и трудоемкость «прополки», коммунальники сильно сомневаются, что его удастся искоренить. Но знают: бороться надо постоянно.


Собственно, Гомель отнюдь не уникален — здесь просто взялись за это растение всерьез. Если внутри городов омелу худо–бедно стараются истреблять, то в сельской местности за каждым деревом не уследишь. Да и частные домовладения добавляют проблем. И все же особенно наглядно «экспансия» «ведьминой метлы» видна по обочинам автотрасс и вдоль железных дорог ранней весной и осенью...


Для ученых омела белая — явление, в принципе, неновое, знакомое. В то же время динамика ее распространения подробно не исследовалась. При этом очевидно, в последние годы кустарник стал вести себя гораздо более настырно, продвигаясь вдоль дорог в направлении «от периферии к центру». Ведущий специалист Института леса НАН, кандидат биологических наук Владимир Волчков не исключает, что активизации «полупаразита» способствовало потепление климата:


— Некоторые местные виды птиц, такие, как, например, грачи, перестали на зиму улетать на юг. В то же время особенность омелы белой как раз в том, что ее ягоды созревают в декабре – январе. Их поедают грачи, снегири, свиристели. Затем чистят клювы от клейкой мякоти о ветки либо семена переносятся с пометом... Безусловно, омела истощает дерево и ее надо срезать. Иначе там, где был один куст, в следующем году может появиться пять...


По части борьбы с омелой белой особых ноу-хау не изобретено. Самый эффективный способ — спиливать пораженные ветки и сжигать. Так отбили первую атаку в гомельском парке. Чтобы добраться до труднодоступных мест, использовали пожарную лестницу. В последующие годы процедуру, видимо, придется повторять.


Кстати


Омела белая (viscum albus, «птичий клей») — далеко не первый пример нежелательной «экспансии». Ядовитое растение борщевик Сосновского некогда было кормовой культурой, теперь же одичало и агрессивно наступает. В некоторых странах против него разработаны масштабные программы.


Колорадский жук — еще один «пришелец». Старики помнят, что в конце 50–х платили копейку за каждого найденного жука, пытаясь таким образом подавить напасть в зародыше. «Призовые» экземпляры, на которые сбегалась посмотреть вся деревня, скоро перестали радовать и оплачиваться — их стало слишком много.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter