Саммит МОК подтвердил международные санкции против России и Беларуси, но есть нюанс

Вопрос с географией

Международный олимпийский комитет подтвердил санкции против России и Беларуси, но вчера было объявлено, что наших спортсменов ждут в Азии

Очередного заседания МОК в последнее время ждешь, словно в детстве передачу «В гостях у сказки», — с чувствами смешанными и противоречивыми: интересно и страшно одновременно. Больше всего увлекают непревзойденные ораторские фокусы главного рассказчика и сочинителя — Томаса Баха. Если собрать все заявления главного олимпийского сказочника, сделанные им по поводу животрепещущей темы политизации спорта и отстранения белорусских и российских атлетов от международных соревнований, то наберется томов пять. Причем каждый новый будет полной смысловой противоположностью предыдущего. Черт его знает, что влияет на идейный посыл спичей этого немца! Может, магнитные бури, а может, фазы Луны, да только смеется уже весь мир: сегодня Бах активно проповедует спорт вне политики и считает, что никакой дискриминации по национальному признаку в спорте быть не должно, а завтра меняет позицию на совершенно полярную, говоря, что России и Беларуси не место в большой спортивной семье. Понятно, что роль флюгера в том и состоит, чтобы крутиться согласно направлению ветра, но хотелось бы все же чуть больше конкретики. Все‑таки МОК — это не частная лавочка, приватизированная американскими и западными политиками. Мир гораздо шире, если об этом в Лозанне, конечно, еще помнят.

Олимпийский совет Азии (OCA) призвал саммит МОК облегчить допуск спортсменов из России и Беларуси к участию в соревнованиях под своей эгидой. Исполняющий обязанности президента OCA Рандхир Сингх заявил президенту МОК Томасу Баху, что теперь в Азии нет больше причин для соблюдения защитных мер по отношению к российским и белорусским спортсменам. Нет стран, которые бы препятствовали россиянам и белорусам в визовом вопросе или требовали бы от своих спортсменов бойкотировать турниры в случае участия россиян и белорусов.
Всю прошедшую неделю в МОК важно раздували щеки: подводили итоги года, подбивали отчетность, совещались и обсуждали горячие темы. В спортивный мир из всей этой кипящей кубышки выплескивались порции жгучих новостей. Как уже повелось — часто очень противоречивых, порой совершенно непохожих на правду, но активно подхватываемых общественностью. И поди ты теперь разберись, правда ли Томас Бах предлагал, чтобы в заявке каждой команды на Олимпийские игры был определенный процент геев и лесбиянок, или это чья‑то забавная фейковая шалость? В любом случае поверить в это не так уж сложно, потому что от МОК сегодня ожидать можно чего угодно: собственной позиции в Лозанне давно нет, и если сверху спустится директива привлекать в национальные команды для участия в Играх черепашек‑ниндзя, то, думается, и эта идея найдет достойный отклик в светлых умах чиновников.

Однако главный вопрос, который интересовал весь спортивный мир, конечно, не гендерный, а тот самый злободневный и еще более актуальный в свете приближающихся Игр в Париже‑2024: чем виноваты белорусские и российские спортсмены?  
Активная квалификация к летним Играм начнется в грядущем сезоне, а ясности на предмет допуска к соревнованиям наших атлетов как не было, так и нет.
 Вместо нее нам демонстрируют наперсточника Баха с его словесными кульбитами: кручу, верчу, запутать хочу. В начале недели он вновь объявил, что санкции против спортсменов из России и Беларуси необходимо продлить. «Была дискуссия после череды обсуждений с международными федерациями, спортсменами, национальными олимпийскими комитетами. После консультаций единогласно было принято, что санкции против России и Беларуси останутся в силе», — сообщил немец. Но уже на следующий день фаза Луны изменилась, что логично вылилось в смену интонаций: президент МОК заявил, что олимпийское движение должно быть объединяющей, а не разделяющей силой. И поделился с журналистами секретом на миллион. Дескать, недавно он беседовал с президентом Франции и тот высказался так, что «спорт не должен быть политизирован». По словам Баха, Эммануэль Макрон вроде как даже подчеркнул, что в Олимпиаде и Паралимпиаде 2024 года в Париже должны участвовать представители абсолютно всех стран. Можно ли расценивать слова Макрона как новый вектор политического спортивного ветра или это всего лишь легкий бриз, после которого флюгер вновь начнет крутиться совершенно непредсказуемым образом?

Ответ на этот вопрос все ждали от вчерашнего олимпийского саммита, который подводил итог работы МОК на этой неделе и в программе изначально был заявлен российско‑белорусский вопрос. К вечеру пятницы официальный сайт МОК разродился пресс‑релизом, главная мысль которого, увы, осталась прежней: санкции против Беларуси и России остались. Есть, впрочем, и некоторые обнадеживающие моменты. Сквозь ворох словесной казуистики и крючкотворства уже не просматривается всеобщего «одобрямса» такого решения. Так, например, отмечается, что шла «острая дискуссия об участии спортсменов из России и Беларуси в международных соревнованиях». Что «участие в спортивных соревнованиях должно основываться исключительно на спортивных достоинствах спортсмена и соблюдении правил». Ну и еще вот такое:

«В ходе прений исполняющий обязанности президен­та Олимпийского совета Азии (ОСА) заявил, что на Азиатском континенте больше нет причин для защитных мер. ОСА предложил облегчить участие спортсменов из России и Беларуси в соревнованиях в Азии под его контролем, соблюдая при этом действующие санкции». МОК обещал подумать.

Значит ли это что‑нибудь или, как всегда, не значит ничего, кроме сотрясания воздуха, по‑прежнему неясно. Признаться, вся эта лихая карусель настолько уморила и закружила, что начинает откровенно подташнивать. Место мира четко прописанных правил и основополагающих принципов олимпизма заняла вдруг какая‑то странная постановка, будто выдранная из сюжетов сумасбродного Дэвида Линча. И это шоссе в никуда.

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter