Кто выиграет, если в школах начнут проводить независимые экзамены-аттестации

Вопрос на засыпку

На 5 минут представьте себе, что вы — директор школы, где две четверти тлеет конфликт. Между учительницей физики и стайкой бойких десятиклассниц. А стало быть, и их родителями тоже. Впереди большая борьба за средний балл в аттестате, а тут на тебе: вместо привычных шестерок и семерок в дневниках — вдруг «3» да «4». 

рисунок олега карповича.

Я знаю две версии этого столкновения. Первая: «Зажимают!» Завидует, мол, учительница, молодому задору и обаянию рано созревших учениц, хочет «прижать к ногтю», отпора не терпит, вот принципиально и вымещает в оценках. Хотя, дескать, другим, «серым» и тихим, дает списывать даже на контрольных, «тянет» балл. Возмутительно звучит? Возмутительно. Родители и грозятся на каждом собрании писать в районо. Но есть и вторая версия — самой учительницы. Просто эти девочки «забили» на физику, до такой степени, что ни тетрадей, ни учебников уже на урок не носят. Сидят, болтают, слушают музыку, ковыряются в телефонах и оценку хотят получать автоматом, «за прежние заслуги». И вот как вы поступите на месте директора школы, если беседы не действуют, а конфликт не спускается на тормозах? Кому верить, как проверить, где искать компромисс? Вы во избежание кляуз пойдете по линии наименьшего сопротивления и попросите (заставите) учителя переписать оценки? Или ввяжетесь в разбирательства, которые еще неизвестно чем кончатся? Ведь остальные 25 учеников класса как воды в рот набрали. И это уже само по себе очень подозрительно. Настолько, что мы, семьи в препирательствах никак не замешанные, донимаем своих детей: как там все же дело было? Слышим в ответ: «Я, мам, не ябеда». Нужен ли тут перевод?

История, конечно, классическая. Все узнаваемо. Подростковый протест, строгий учитель, давление родителей, желание остальных не высовываться… Сколько об этом написано книг и снято прекрасных советских кинолент! Достаточно «Розыгрыш» вспомнить. Там ведь только одна девочка не смогла скрыть правду и дорого за это заплатила. А тут абсолютное большинство ребят самоустранилось. Или не могут, или не хотят ссориться, или стараются не думать. Так оно спокойнее, впрочем, видно: терзаются. В общем, до сути никто особо не докапывался и дополнительных тестов, чтобы определить истинный уровень знаний по физике, не проводил, как и хотя бы анонимного анкетирования класса. Поверили бойким девочкам на слово. Оценки «нарисовали». Учительница говорит, что больше ни дня в этой школе не останется…

Вы думаете, это действительно педагогично, это лучшее разрешение такого конфликта? Кто, интересно, выиграл в итоге? Никак уж не школа и не ее авторитет. Образовательному процессу однозначно минус — придется в авральном режиме искать педагогу замену. Урок десятиклассникам преподан тоже плохой: можно решать свои личные проблемы вот так, навалившись скопом, задним числом, на голубом глазу. Радость родителей — временная: они не узнали, как же их детки на самом деле учатся. Пока не поздно, пока еще можно что-то предпринять и подтянуть. Ну что ж, узнают, когда получат сертификаты ЦТ… А еще мне жаль тех, кто промолчал. Они провалили один из первых серьезных экзаменов на человечность. Потом будут с горечью вспоминать.

Я вот думаю: есть у Минобразования идея начать проводить независимые экзамены-аттестации с участием комиссий из представителей других учебных заведений, чтобы оценивать знания школьников более объективно и серьезно. Может, это и в таких пиковых ситуациях было бы в помощь? Они же обречены повторяться. С нашим-то родительским культом среднего балла и высшего образования. 

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter