Волшебная дудка

Лунинецкий мастер уверен, что звуки его инструментов продлевают жизнь

Лунинецкий мастер уверен, что звуки его инструментов продлевают жизнь


Хозяина аккуратного домика на окраине Лунинца дударя Николая Ярховича дома я не застала.


— Коз погнал, — коротко объяснила супруга. — А куда — даже не скажу. Лес большой...


Пришлось вернуться к вечеру. Ярхович, правда, меня уже ожидал: выложил на стол любимые дудки, принарядился в белую с вышивкой рубаху, надел соломенную шляпу.


— Вам только про дудки рассказать? — спросил лукаво. — Я ведь еще и лапти плету, и байки рассказываю, и в хоре пою. И дудки не только делаю, но и играю на них...


«Цячэ вада ў ярок, кладачку занясло...» — казалось, разговаривала дудка. Так и хотелось подпеть. А Николай Иванович уже другой наигрыш заводит. Даже не верится, что нехитрое это приспособление с шестью дырочками, относящееся к однотонным музыкальным инструментам, может вот так соловьем заливаться. Впрочем, в руках мастера все возможно.


— Готов покорить мировую сцену, — улыбается он. — Пусть там, «в заграницах», и наши белорусские мелодии послушали бы!


— А я вот, к примеру, могла бы научиться играть на дудке? Что для этого надо?


— Главное — захотеть, и свободно сможете. Вы не думайте, наигрыши эти не только для души. Они здоровья прибавляют.


Старый дударь искренне верит в то, что звуки дудки нормализуют сердечную деятельность, успокаивают нервную систему и продлевают играющему жизнь. Не знаю, так ли это, но вера в благотворное влияние незатейливых мелодий тоже может сделать многое. Вот учитель Ярховича пастух Степан Кендрук, хотя и был инвалидом, всю жизнь на дудках играл и дожил до 92 лет! Да и сам Николай Иванович восьмой десяток разменял, а выглядит молодцом и жизненной энергии — хоть отбавляй.


Рассказывает, что сделать хорошую дудку можно только из крушины — из «красной» серединки. Кусок дерева должен быть без сучков. Середину мастер высверливает вручную, а там заготовка долго сохнет. До готовности хороший инструмент Ярхович, бывает, и три дня доводит.


— Нет теперь мастеров, — сожалеет он. — Ищу вот, кому секреты передать. Пока не нашел... Нынешняя молодежь совсем другую музыку любит, у них в чести такая, чтоб погромче. А мои мелодии — для души...


Есть у дударя и любимый инструмент — «Хорошуха», на нем он играет уже 23 года. Оказывается, чем дудка старше — тем голос у нее чище и звонче.


Все инструменты у Николая Ивановича с именами: Хорошуха, Оксана, Вера, Надежда, Зося, Мария. Даже Марианна есть!


— Она, дудка, как женщина, хорошее обхождение любит. Как и без женщин, я без них жить не могу! — объясняет мастер. Впрочем, оставляет у себя он лишь самых любимых «дам». Остальные — дарит.


Жаль, что пока талант Ярховича в Лунинце почти не востребован. А можно ведь и дудки мастера как сувениры продавать, и мастер–класс от единственного в районе, да, пожалуй, и на Брестчине, дударя организовать. Для приехавших на Полесье туристов дударь мог бы своеобразные «этнографические» концерты устраивать. Есть у него для этого и желание, и талант. Не хватает только хорошего помощника, чтобы все это организовать помог.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter