В Бобруйске завершился V Республиканский фестиваль национальной драматургии

Волки сыты, овцы целы

В воздухе не пахло скандалом. V Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В.Дунина–Марцинкевича в Бобруйске завершался не без интриги, но по законам фестивального жанра. Пустобрехи от искусства оказались посрамлены, к ногам провидцев, искателей и чародеев благодарное жюри принесло свои дары.


Лучшим спектаклем жюри признало озорную «Пинскую шляхту» Полесского драматического театра в постановке режиссера Виталия Барковского, который сейчас руководит труппой в Смоленске. Жизнелюбие Барковского заметно выделялось на общем меланхолическом фоне. Лучшим режиссером назвали постановщика Московского академического театра им. Маяковского Никиту Кобелева за спектакль «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского. (Премьера этой пьесы пройдет совсем скоро и в Минске — 11 ноября в РТБД. Ставит ее художественный руководитель Александр Гарцуев.) Выглядит сей реверанс в сторону холеной «Маяковки» довольно странно: получается, что точнее всего с современной белорусской драматургией обращаются московские режиссеры. С этим можно поспорить. Излишний натурализм в изображении страстей человеческих в почерке Никиты Кобелева в какой–то момент кажется довольно однообразным и приедающимся. Хотя страстность режиссера кажется искренней. Этакая искренность молодости, готовой работать на разрыв аорты. Саму пьесу Кобелев сравнивает ни больше ни меньше со знаменитой картиной Михаэля Ханеке «Любовь», получившей «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Оскар».

— Сегодня очень трудно говорить о любви, — раскрывает свой замысел режиссер. — Невозможно всерьез в тысячный раз ставить историю про Ромео и Джульетту. Надо искать какой–то новый поворот. Мне кажется, в пьесе у Дмитрия Богославского об этом чувстве рассказано современным языком. Довольно редкий материал, найти который сегодня любому театру крайне тяжело. Меня привлек мощный, не бытовой разговор о любви, которая как вихрь захлестывает человека.


Приз за лучшую режиссуру получила постановка из Москвы «Любовь людей»

Автор пьесы Дмитрий Богославский на итоговом «круглом столе» пожелал бобруйским коллегам не бояться альтернативы в театре:

— Мне почему–то показалось, что понятие эксперимента воспринимают в Бобруйске очень странно. Не надо бояться современной драматургии. Она такая и другой уже не будет.

Сразу две награды достались могилевскому спектаклю «Время секонд хэнд» по книге Светланы Алексиевич. Здесь нашли лучшие актерские работы Владимира Петровича и Елены Дудич. Художник Андрей Меренков получил награду за свою метафорическую сценографию в гомельском спектакле «Он. Она. Война» по «Альпийской балладе» Василя Быкова.

Остались без наград самые настоящие «бонзы»: театр–студия киноактера, РТБД и театр им. Я.Коласа. Но обошлось, кажется, без серьезных обид. Все–таки 10 конкурсных спектаклей высветили больше проблем, чем поводов для радости. Современная пьеса приживается по–прежнему плохо. Режиссеры отдают предпочтение проверенной классике. В гомельском регионе, показавшемся явным аутсайдером в конкурсе, большая проблема с режиссерскими кадрами и актерским существованием на сцене. Не ради красного словца велась критика на фестивале, а исключительно из симпатии к творцам и некоторых опасений за тревожные симптомы.

pepel@sb.by

Фото Виктора ШЕЙКИНА

Советская Белоруссия № 212 (24842). Вторник, 3 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter