О рейтинге армий мира и маркетинге американцев

Военный маркетинг лжи

Сейчас в СМИ уже несколько дней раскатывается новый рейтинг армий мира, где первое место отдали России, а США впервые заняли вторую строчку. Новость вроде бы шикарная и подкупает тем, что градацию выстраивал и публиковал не кто-либо, а именно американские ресурсы. Но настораживает парадокс. И тут как раз пора вспомнить знаменитую фразу про «данайцев, дары приносящих». По Сунь-цзы это классическая информационная операция. США это же страна, где до сих пор скрывают от своего населения, что не американец, а советский космонавт Юрий Гагарин первым покорил космос. И если американцы с их цензурой дали кому-то, а тут вообще вражеской России обойти великую Америку в каких-то рейтингах и тем более в категории «Армия», значит, заработал маркетинг лжи и пора узнавать цену.

Так оно и оказалось. Исследование проводила, как оказалось, контора, специализирующаяся на маркетинговых услугах. А что такое маркетинг? Правильно, это искусство обмана или, если деликатнее, управления покупателем. И в тот раз в новеньком рейтинге через обычную очередность армий по убыванию силы проступают метки потребностей, а по возрастанию силы – рекламной комплементарности. То есть здесь все зависит от того, в какую сторону читать. И здесь просматривается очень много интересных последовательностей.

Во-первых, российскую армию подняли вверх над американской, чтобы усилить декларируемое чувство угрозы от России, а совсем не потому, что якобы признали ее превосходство. А раз она главная угроза, значит, надо от нее защищаться, вооружаться и укрепляться. И первая десятка, в которую входят и друзья, и враги одновременно, указывает, у кого новое оружие покупать и против кого вооружаться. Приоритетные оружейные бенефициары здесь определены в лице США, Великобритании, Германии, Южной Кореи, Израиля и Турции. Ну а все остальные определены как покупатели. А вот то, что Украина оказалась на шестом месте, в этом есть даже какая-то ирония. Тут явно намек не на ее потенциал, а на отведенную ей роль шестерки.

Примечательно, что те, у кого она сегодня выпрашивает оружие, чуть ли не в конце этого боевого рейтинга. Германия, Великобритания, Франция и Польша, оказывается, в военном плане слабее, чем Украина, но продолжают содержать ее. А ведь та,  когда еще была небитая, находилась только в третьем десятке. А тут, видимо, посчитали, сколько вбухали в нее, и решили, что эти инвестиции были на уровне как минимум сильнейшей армии мира.

Во-вторых, обращает на себя внимание показатель рейтинга Беларуси. Мы с 52-го места за год взлетели на 12-е. С чего к нам такое уважение? Возможно, это связано с тем, что мы теперь преподносимся Западом как часть российской военной угрозы, единой союзной военной группировки. Мы же прикрыты союзными обязательствами с Россией, и на нашу территорию перебазировано российское тактическое ядерное оружие. Но в то же время в этом рейтинге некоторые ядерные державы странным образом оказались позади нас. А КНДР вообще не включили в список. При этом наши еврососеди тоже как-то странно задвинуты после нас. Польша, например, на 25-м месте. И это несмотря на галопирующую милитаризацию. Литва и Латвия даже стыдно говорить где. Оказывается, даже Франция, которая до этого была седьмой, уступает нам по военной силе. Создается впечатление, что этот рейтинг по отношению к нам указывает, кому следует бояться нас особенно. Нашим соседям – членам НАТО.

И в-третьих, если критически посмотреть на рейтинг, то НАТО – самая невинная организация в мире, потому как состоит из самых слабых армий и держится только благодаря Вашингтону, что тоже определяет иерархию в альянсе.

Вкинутый американцами в информационное пространство рейтинг нагнетает в западном обществе угрозы от России, Китая, Ирана и даже Беларуси. Он провоцирует страх и потребность защищаться. Одновременно он указывает, чье оружие является правильным способом защититься и кому это надо делать побыстрее. Это даже не рейтинг, а целая маркетинговая стратегия транснациональных военных корпораций. Это начало рекламной кампании американского ВПК. Это анонс черной пятницы на рынке войны.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter