Военно–полевой романc

Новые нюансы старой истории в ТБД

Новые нюансы старой истории в ТБД


Прислушайтесь: театральные подмостки уже дрожат от нарастающего грохота лошадиных копыт, сверкающих колесниц, фыркающих конниц. В предрассветном тумане вспыхнула утренняя заря, в небе молочного цвета промелькнула вспышка условного сигнала... Это наши театры, собрав в кулак всю свою волю и творческую фантазию, собираются порадовать премьерами, посвященными грядущему 65–летию освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков.


К сожалению, чем внушительнее дата праздника, тем больше в спектаклях — особенно на военную тему — пафоса, наигранности и искусственного нагнетания эмоций. Иными словами, всего того, от чего пытались избавить военную тему художники XX века, точно знающие, что настоящий ужас нарастает исподволь. Новаторские для своего времени произведения Виктора Розова, Ларисы Шепитько, Игоря Добролюбова, Элема Климова напрочь опровергали официозную форму подачи, слагая свою, уже ставшую канонической. Однако работ уровня завораживающего «Восхождения», поражающего визуальной пластичностью «Ивана Макаровича» или легкого и воздушного «Военно–полевого романа» у нас, скорее всего, уже не появится. То же самое можно сказать и о театре. Если уже теперь стали появляться римейки военных спектаклей, значит, все лучшее и искреннее о войне действительно было сказано в 70–е и 80–е годы. Сейчас они превратились в листовки, живописные плакаты с употреблением правильных лозунгов, но только не в полнокровные спектакли...


Однако в Республиканском театре белорусской драматургии попытались поговорить о войне языком современной пьесы. Художественный руководитель театра Валерий Анисенко поставил новое произведение молодого, но уже хорошо известного не только в Беларуси, но и на российских площадках драматурга Павла Пряжко. Еще в 2007 году после премьеры пьесы Пряжко «Трусы» в Москве (режиссер — Елена Невежина) и Санкт–Петербурге (режиссер — Иван Вырыпаев, автор нашумевшей «Эйфории») мы знакомили с Павлом наших читателей в материале «Мед с перцем». Тогда драматург признавался: «Мне все равно, кто будет ставить мои тексты. Я несу ответственность только за то, что написал. Моя работа заканчивается на бумаге. Дальше — не мое дело. Но я не считаю, если спектакль провалился, это вина драматурга. Это вина режиссера, как и успех — полностью его заслуга».


Действительно, спектакль по пьесе Пряжко «Когда закончится война» — зрелище неоднозначное. Но «плакатной» эту новую постановку ТБД, как мне кажется, никак не назовешь (что по нынешним временам уже само по себе представляет ценность). История, рассказанная Пряжко, — это военная мелодрама, драма трагически оборвавшихся чувств. Есть в мотиве любви белорусского паренька и иностранки и своя перекличка с «Альпийской балладой»...


Фабула пьесы разворачивается перед глазами зрителя в двух пространственных измерениях, разделенных светом, настроением и декорацией. В осажденном Берлине идет ожесточенный бой, во время которого солдат Саша (Денис Паршин) обнаруживает под завалами испуганную немку Ани (Анастасия Пискунович) с грудным ребенком. Трудности перевода оборачиваются конфликтом, потом — примирением и наконец поиском общего языка. Ани, понимающая, что помочь ей некому, просит Сашу достать ей в громыхающем огнем городе еды. Саша покидает дом и вверенное ему красное знамя...


Одновременно разворачивается своя драма в тылу. Невеста Саши (Вероника Буслаева) отвергает ухаживания серьезного милицейского чина (Андрей Добровольский), пришедшего на свидание с положенным ему привилегированным сухим пайком и чекушкой водки. Получив отказ, он решает овладеть строптивой девушкой силой, но произойти этому мешает появление героини Галины Чернобаевой... Тем временем в Берлине в осажденный дом уже пробрались советские военные. Они выгоняют Ани с ребенком на улицу, где те погибают. Саша вносит погибших на руках в прежнее укрытие и накрывает красным знаменем, чем вызывает гнев у вышестоящего по званию... В финале спектакля Саша в тюремной телогрейке с вышитым на ней порядковым номером многозначительно курит цигарку и смотрит в зал. В этот момент видеопроекция транслирует военную хронику Победы, а над залом плывет бархатный баритон Валерия Анисенко, исполняющего песню в стиле ретро с рефреном «Четыре года ты ждала...»


Возникает некоторое противоречие между официозной картинкой и финалом истории, заставляющей вспомнить о том, скольких военных, побывавших в немецком плену, ослушавшихся самодура–военачальника и попавших в штрафбат, постигла трагическая судьба... Такая вот «ревизия» ценностей и истории от Пряжко.


Тем не менее режиссер использовал в спектакле весь опыт белорусского психологического театра. Конечно, в национальной военной литературе есть сюжеты и посильнее, но в свете пресловутого «открытия нового драматургического имени» и поддержки современной белорусской драматургии можно сказать, что и такой «юбилейный» шар попал в свою лузу...

 

Фото  АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter