Человеку хочется жить комфортно. Чтобы в квартире было тепло, не капало с потолка, своевременно ремонтировались дороги и тротуары, строилось жилье и выделялись земельные участки. Решать эти и другие проблемы призвана местная власть. Насколько эффективно она справляется с поставленными задачами?
Ответ на этот вопрос дали два мониторинга работы государственных органов с обращениями граждан и юридических лиц, проведенные в минувшем году Администрацией Президента Республики Беларусь.
Как показал анализ, больше всего людей волнуют проблемы жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, землеустройства, труда и социальной защиты. Вопросы обратившихся за помощью касались разных тем, но их объединяло общее: они не были своевременно разрешены на местном уровне — в сельисполкомах и райисполкомах. Например, жители деревни Околица Минского района на приеме у главы Администрации Президента выразили обеспокоенность, что из-за ввода новых объектов республиканского центра олимпийской подготовки «Раубичи» у них возникнут проблемы с подачей воды. Владимир Макей заявил по этому поводу, что местным чиновникам надо немедленно провести встречу с людьми и объяснить им ситуацию. Если действительно будут отключать водоснабжение, то следует искать альтернативу. Но в любом случае местное население не должно пострадать.
Люди хотели бы, чтобы в наступившем году с их обращениями было меньше волокиты, чтобы чиновники глубже вникали в проблемы конкретного человека и, главное, проявляли реальную заинтересованность в их решении. На это направлен и новый закон о работе с обращениями граждан и юридических лиц, который вступает в силу 22 января 2012 года. Он вводит ряд норм, регламентирующих работу с населением.
Одними из нововведений являются законодательное закрепление понятия «электронное обращение» и требования к чиновникам в обязательном порядке рассматривать заявления, поступающие на официальные сайты госорганизаций, и реагирование на них. Предусматривается право проведения во время приема граждан аудио- и видеозаписи, что дает дополнительные возможности при оценке результатов приема. В документе говорится: на письменные обращения, которые поступают в государственные органы, организации должны ответить на том языке, на котором поступили обращения. Недопустимы неконкретные ответы. Они должны содержать ссылки на законодательные акты, объяснять, почему принято то или иное решение, опровергать или поддерживать доводы заявителя.
Однако каким бы хорошим ни был закон, большое значение имеет и его дух. Поэтому нужно упрощать, делать более оперативными отношения между госорганами и гражданами, считает руководитель созданной в Правительстве рабочей группы по дебюрократизации, заместитель Премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик. На официальном интернет-сайте Правительства создан специальный раздел, куда граждане и юрлица могут направлять предложения и другую информацию по дебюрократизации.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»