Премьера Купаловского театра «Апошні атракцыён» дарит надежду на примирение жизненных позиций

Во все тяжкие

Рыба ищет, где глубже, зритель — где смешнее. Как это часто бывает в комедиях, толчком к череде комических событий, путанице и выяснению отношений становится какой-нибудь малозначительный пустяк. В недавней премьере Национального академического театра имени Янки Купалы «Апошнi атракцыён» по пьесе американского драматурга Дэвида Линдси-Эбера в постановке заслуженного артиста России Андрея Заводюка таким пустяком становится вопрос: кровать какой из двух соседок по комнате уютного пансиона будет стоять у окна? Ни аскетичная и угрюмая Абби в исполнении народной артистки Беларуси Тамары Мироновой, ни шумная и энергичная Мэрилин в трактовке художественного руководителя театра заслуженной артистки Беларуси Ольги Нефедовой уступать это место друг другу не намерены. Из этого противостояния рождается спор, риск и нерв всей истории.

Актрисы Тамара Миронова и Ольга Нефедова играют в премьерном спектакле с энергией амазонок.

Абби и Мэрилин — антагонисты во всем: в быту, привычках, эмоциональном поведении, жизненной философии. Мы видим две модели восприятия мира. Если Абби всегда ждет дурных вестей, то Мэрилин готова увидеть свет и надежду даже там, где их нет, истолковав жизненные обстоятельства по-своему. Если Абби всегда ждет от мира каверзы и подвоха, то Мэрилин, даже получив их, все равно с оптимизмом и радостью идет вперед. Хотя, как мы узнаем позже, жизнь ее была далеко не радужной и безмятежной, горестей в ней тоже хватало.
В оригинале пьеса Дэвида Линдси-Эбера называется Ripcord, что можно перевести как «вытяжной трос» — веревка, раскрывающая парашют. В марте 2022 года в Московском театре Олега Табакова пьесу поставил режиссер и худрук театра Владимир Машков. Спектакль получил название «Схватка».
В спектакле, жанр которого обозначен как трагикомедия, трагические ноты начинают звучать все отчетливее, начиная со второго действия. Когда мы уже хорошо познакомились с героинями, свыклись с их «тараканами» и успели с ними смириться, автор пьесы и вслед за ним режиссер Заводюк словно все чаще спрашивают у зрителя: а как далеко зашли бы вы в подобной ситуации, преследуя свои эгоистические цели? Актрисы в своем великолепном дуэте ткут сложнейшие психологические кружева, постепенно нащупывая болевые точки героинь. Одна из самых тонких — это, конечно, взаимоотношения Абби и Мэрилин со своими семьями и близкими. Уж тут героини не пожалеют средств, чтобы ударить побольнее. И молодым героям, которые тоже присутствуют в этой истории, остается либо принять чью-то сторону, либо уворачиваться от зуботычин и острых шпилек. Нейтралитет сохранить в этом поединке очень сложно.


Несмотря на камерность постановки, в спектакле немало зрелищных сцен, которые готовы пощекотать зрительские нервы: будет и посещение таинственного замка, и полет на самолете, и нападение в парке… Именно прыжок Абби с парашютом станет не только стрессом и испытанием для персонажа, но и ключевой метафорой всего спектакля. Своим примером героиня Тамары Мироновой как бы говорит нам, что никогда не поздно испытать себя. Но так или иначе все дороги опять приведут в комнату в пансионе, именно здесь наступит и неожиданная развязка.

Режиссер спектакля Андрей Заводюк когда-то играл в Купаловском театре одну из главных ролей в белорусско-российском спектакле Владимира Панкова «Свадьба» по А. П. Чехову и потому хорошо знает наших актеров.
Режиссер-дебютант Андрей Заводюк попробовал себя в премьерном спектакле и в качестве художника-постановщика. Вполне отвечающую заявленному жанру и проблематике спектакля музыку написал популярный белорусский композитор Леонид Ширин. Создается впечатление, что белорусско-российская команда спектакля работала слаженно и не без волнения, это волнение временами передается и в зал. На премьере актрис буквально завалили цветами. Тем самым публика подтвердила, что готова следовать за своими сценическими кумирами в любое неизведанное театральное путешествие, тем более ставящее перед собой благородную цель напомнить о ценности милосердия и снисходительности к чужим недостаткам.




Добрый зритель в девятом ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter