Внучка Коласа и Мавра поэтессой не стала

На встречу с внучкой классика Якуба Коласа, организованную в честь 130–летия со дня его рождения...

На встречу с внучкой классика Якуба Коласа, организованную в честь 130–летия со дня его рождения, в могилевский городской Дом культуры я пришла часа за полтора до официальной части. Хотелось пообщаться с Марией Михайловной наедине, без суеты. Оказалось, не мне одной. У Каминного зала семью Мицкевичей ожидала пожилая чета: пенсионеры Михаил и Наталья Чернявские специально приехали в Могилев из Быховского района. С внуком Коласа Юрием Мицкевичем и его женой Софьей они дружны более 40 лет — когда–то вместе преподавали в школе на Брестчине, в молодости бывали в Минске, в доме, где ныне музей Песняра. Пока они с Софьей Петровной — она тоже прибыла в Могилев — вспоминали былое, мы побеседовали с Марией Мицкевич.


— Мария Михайловна, каким вы запомнили своего дедушку? Правда ли, что он назвал вас, свою первую внучку, в честь любимой жены?


— Бабушка умерла за шесть лет до моего появления. Дедушка очень ее любил, оттого я — Мария. У дома в память о своей супруге Марии Дмитриевне он посадил березу. А еще четыре дуба, один из которых назвал Колас и три — Данила, Михась и Юрка — в честь своих сыновей. Эти деревья и сейчас растут у дома–музея. Якуб Колас был не только талантливым писателем и поэтом, но и хорошим хозяином. Очень трудолюбивым. С удовольствием работал на земле, в саду, обожал лес — сказывались гены отца–лесника. Сам сеял рожь, пшеницу, разбил яблоневый сад. Дедушки не стало, когда мне исполнилось пять лет. Он ушел в мой день рождения — 13 августа. Было очень грустно. Добрый, светлый, все время угощал меня конфетами... После его смерти я даже пробовала писать стихи... Но с поэзией как–то не сложилось. Окончила математический факультет БГУ, преподаю высшую математику в Минском институте управления.


— У вас большая семья, дочь, двое сыновей. Не было мысли одного из сыновей назвать в честь знаменитого деда?


— Так мы и назвали старшего Иваном. В честь дедушки. Но не Коласа. Моя мама Наталья Ивановна — дочь известного писателя Янки Мавра. Она 30 лет работала преподавателем в институте, и мы, дети, все время уговаривали ее написать мемуары про своего отца. В феврале этого года мамы не стало, но написать она успела — воспоминания вышли в журнале «Полымя». А полный тезка классика белорусской литературы в нашем роду есть. Это один из моих родных братьев — Кастусь, или Константин Михайлович Мицкевич. Он преподает в вузе. Еще один брат — Сергей — работает в музее Максима Богдановича. Мой муж Валерий и отец Михаил Константинович — доктор технических наук, трудятся в музее Якуба Коласа. Кстати, именно моему папе Колас посвятил книгу «Мiхасёвы прыгоды». А мой отец — младший сын писателя — недавно издал книгу «Пад бацькоўскiм дахам» о жизни классика, о своей семье. В ней много документальных материалов, фотографий из личного архива. Поэтов из нас не вышло, но все мы — творческие люди, пишем, преподаем...


— А ваши самые любимые дедушкины произведения?


— У Коласа — «Сымон–музыка» — романтичное, созвучное мне по духу. У Мавра — «Полесские робинзоны».


— А как познакомились ваши родители — сын Коласа и дочь Мавра? Слышала, история их любви необычна...


— Они встретились на новогодней елке, когда обоим было по пять лет. Мама рассказывала, что отец — Янка Мавр — показал ей маленького Михася: «Бачыш таго хлопчыка, якi ходзiць рукi за спiну? Гэта сын Коласа». По второму кругу они познакомились, уже будучи студентами московского института. Тоже с подачи родителей. Мама, уехав из Минска на учебу, забыла свидетельство. И ее отец попросил Коласа передать этот документ через своего сына Михася, который тоже ехал в Москву. Так они встретились снова. И прожили вместе более шестидесяти лет.


— Редкость по нашим временам. Говорят, нынешнее поколение умнее, циничнее и больше не верит в вечную любовь. А что для вас семья, традиции?


— В нашем роду семья всегда считалась главной ценностью, основой всему. Поэтому после смерти Якуба Коласа рядом с его домом, где ныне музей, мой отец и его старший брат Даниил возвели дом на две семьи. Родовое гнездо, где будут жить вместе потомки Песняра. Помните, как у него: «Мой родны кут, як ты мне мiлы!» В этом доме теперь живем вместе: мой отец, мы с мужем, наш младший пока еще холостой сын Василий. Старший женат, улетел из семейного гнезда. Дочь Василина (Вася и Василина двойняшки) с мужем вернутся к нам, когда закончим ремонт.


— Мария Михайловна, по паспорту вы — Мицкевич. Принципиально не меняли фамилию?


— В нашем роду давно сложилась традиция: потомки Коласа по женской линии, выходя замуж, не меняют фамилию. Вот и дочь наша не меняла. Это дань памяти великому предку.


— В доме–музее вашего дедушки Якуба Коласа в Минске посетители бывают часто. Это интересно, ведь он жил там последние годы, там сохранились его рабочий кабинет, мебель, предметы, к которым он прикасался, сохранилась атмосфера творчества. Но многие, особенно прагматичная молодежь, поэзию воспринимают как анахронизм — нечто отжившее, неактуальное... Классиков, в том числе и белорусских, читают добровольно–принудительно... Как привить им любовь к настоящему — литературе, книге, искусству?


— Юбилеи классиков — хороший повод вернуться к истокам. К 130–летию Якуба Коласа в стране на протяжении года проводили праздники поэзии, литературные, музыкальные вечера. На эти встречи приходит и молодежь. Мне как внучке поэта это приятно. Люблю, когда молодежь без запинки перечисляет произведения моего дедушки, нараспев декламирует его стихи. Отношение к поэзии у каждого поколения свое. Главное, чтобы книги читали. Ведь в этих произведениях — глубокая философия, они — на все времена.


Фото автора и из семейного альбома Мицкевичей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter