Владимир Стержаков: «Всю жизнь следую правилу: никогда не говори женщине нет»

Актер, известный многим по роли Бориса Наумовича в сериале «Маргоша», в новом проекте «Думай как женщина» играет отца главной героини Аркадия Борисовича, который влюбляется в подругу дочери. Комизм ситуации в том, что подруга на самом деле оказывается мужчиной (Марат Башаров).

Актер, известный многим по роли Бориса Наумовича в сериале «Маргоша», в новом проекте «Думай как женщина» играет отца главной героини Аркадия Борисовича, который влюбляется в подругу дочери. Комизм ситуации в том, что подруга на самом деле оказывается мужчиной (Марат Башаров). «На съемках мы с Маратом, подобно итальянцам, обсуждали три темы: женщин, футбол и карты. А что еще может быть интересно настоящему мужчине?!» — смеется Владимир.

 

Владимир Стержаков

 

— Я вырос в атмосфере абсолютного семейного счастья и безграничной родительской любви. И когда-то поклялся себе, что и мои дети будут расти так же. Постольку я был младшим в семье, все самое лучшее и вкусное доставалось мне. Родители прожили вместе 54 года, но оба уже ушли из жизни. Недавно для одного из каналов записывали программу из цикла «Домой на праздник», в которой я вместе со съемочной группой гуляю по родному Таллину. Я с удовольствием и ностальгией рассказывал о городе, в котором родился, показывал хрущевку, в которой мы жили. Несмотря на то что мне за пятьдесят, порой так хочется уткнуться маме в шею и рассказать, как устал, что только закончил несколько проектов и мечтаю съездить с семьей отдохнуть, но не могу — затевается другая работа и так далее, и тому подобное. Только мама может понять и пожалеть так, как никто другой.

Вспоминаю и свой потрясающий класс. Благодарен судьбе за то, что у меня такие одноклассники — все самодостаточные ребята, все добились успеха. Мы дружим до сих пор. Во время очередной встречи кто-то спросил: «Вы помните, сколько раз к вам домой приходила классная руководительница?» Один из одноклассников ответил: «Ко мне раз 15». Вы представляете себе что-нибудь подобное сейчас? А тогда это было в порядке вещей, потому что учителя часто были как вторые родители. До шестого класса я учился хорошо — ни одной тройки. А потом все резко изменилось. По мере того как начали расти усики, я с интересом стал отмечать, как меняются девочки вокруг, какие у них появляются будоражащие воображение округлости. Скоро я начал прогуливать школу, а в какой-то момент и вовсе перестал туда ходить. И только наркотический укол театром спас меня.

Я пришел в студию и понял, что больше ничем, кроме театра, заниматься, не буду. О кино тогда даже не мечтал. Директор школы Соломон Ефимович (он же учитель истории) повторял преподавателям: «Вы Стержакова не трогайте — он на верном пути». С его негласного разрешения я мог позволить себе спать на уроках. Вечерами напролет мы репетировали, а утром нужно было просыпаться в школу. Передо мной стояла задача хотя бы приходить на уроки, и я ее честно выполнял. Помню, пришел как-то к Соломону Ефимовичу со справкой из театра драмы, где был занят в спектакле, чтобы мне — в десятом классе! — разрешили не стричься и не бриться. Мы выпускали спектакль по Василию Шукшину, и у моего героя была густая щетина. И мне шли навстречу. А вот для родителей, простых рабочих людей, мое увлечение театром было настоящей экзотикой.

Они намаялись со мной, когда пришел переходный возраст — он был тяжелым. Я никого и ничего не боялся. Однажды во время урока мне передали: «Тебя в учительскую вызывают». Захожу — и вдруг мне кто-то по скуле, по морде из-за угла: бах! У меня аж искры из глаз. Смотрю, мама стоит. А я учителю нагрубил, вот ее и вызвали. Люди, видевшие эту сцену, попытались вмешаться: «Это непедагогично!» Мама мрачно ответила: «Я знаю, что педагогично, а что нет». И еще раз при всех ударила наотмашь. Очень мне было стыдно: сам с усами, а тут мама прилюдно лупит. Слух об этом по всей школе быстро распространился. (Смеется.) Папа таких методов не применял. Зато я навсегда запомнил, как он сказал: «Сынок, ты вступаешь во взрослую жизнь, и я хочу дать тебе только один совет: никогда не говори женщинам нет». Этому железному правилу я следую всю жизнь. (Смеется.) Существует ведь масса способов сказать любимой нет, не произнося этого слова.

 

 Владимир Стержаков (слева) с коллегами по сериалу "Думай как женщина" Маратом Башаровым и Анной Поповой

 

— Это как раз к вопросу о женской логике, которую пытается понять герой Марата Башарова в сериале «Думай как женщина», где у вас одна из главных ролей…

— Я искренне обрадовался, когда узнал, что буду сниматься с Маратом. Поверьте, я сейчас говорю не как тот кулик, который хвалит свою кочку на болоте. Мы с ним так импровизировали на площадке, у нас были такие словесные баталии — благо сценарий это позволял. В сериале прекрасная комедийная интрига: папа влюбляется в Еву, которая на самом деле не Ева, а Евгений Новиков (Марат Башаров) в женском образе.

Я иногда смотрю и удивляюсь, с какой смелостью Марат примерил на себя образ женщины, какие у него находки в этой роли. Мне, безусловно, нравится мой персонаж — Аркадий Борисович Светлов (отец главной героини, в которую влюблен герой Марата Башарова. — Прим. «ЗН»). Это человек, который родился и вырос в советское время. Он, как и я, был октябренком и пионером, помнит, что такое гордость за страну, знает, кто такие соседи и как можно дружить всем двором. Мой герой формировался в правильное время и потому знает толк в настоящих человеческих отношениях.

Кстати, не подумайте, что мы с Маратом говорим исключительно о съемках. Подобно настоящим итальянцам, обсуждаем в основном три темы: женщин, футбол и карты. Мне везет на партнеров, грех жаловаться. Мы снимались вместе с Аней Поповой, Галочкой Петровой, Тать­яной Орловой — они все замечательные.

 

— С коллегами по сериалу «Маргоша», в котором вы так обаятельно сыграли генерального директора издательства Бориса Наумовича, поддерживаете отношения?

— В последнее время все реже и реже. Мы два с половиной года провели бок о бок на площадке. Конечно, поначалу скучали, встречались, общались. Но у всех уже другие проекты, не так-то просто собраться. Недавно с удивлением узнал, что, оказывается, в индийском городе Бангалор есть фан-клуб «Маргоши». Мне тамошние поклонники пишут восторженные письма. Ребята из Индии пишут по-русски с помощью Гугла — тексты выглядят довольно странно. Ответы для них тоже с русского на английский перевожу с помощью онлайн-переводчика: они, наверное, такую же белиберду потом читают. (Смеется.) Я знаю, что есть фан-клубы в Канаде и Америке, на Украине, сериал прошел с большим успехом, и его закупили для показа многие страны.

 

— В вашей фильмографии около ста фильмов. Причем в большинстве из них вы снялись в период с 2000 по 2011 год. А до этого и подъезды мыли, и вагоны разгружали, пытаясь подработать. Не возникало желания уйти из актерской профессии?

— Я очень люблю свою работу, поэтому подобного варианта никогда не рассматривал. Поймите, человека, который прошел Советскую армию и жил в общаге, ничем не испугаешь. Когда наступили 1990-е и нужно было кормить семью, а кино не снималось, я шел и зарабатывал деньги другими способами. И вагоны разгружал, и извозом занимался, работал в туристической фирме администратором. Потом началась реклама — у меня 54 ролика, шесть из которых снял Тимур Бекмамбетов. За рекламу тоже по-разному расплачивались: иногда лекарствами, водкой или еще чем-нибудь, если денег не было.

Да, кино тогда практически не снималось, но у меня был любимый театр — МХТ им. Чехова. Мы много ездили на гастроли. Первая зарубежная поездка случилась в Японию. Там всех настиг шок. Нам и в голову не приходило, что где-то в таком изобилии можно найти все, ну абсолютно все. И везде чисто, аккуратно, все доброжелательны и вежливы. У нас же в стране ничего не было — ни продуктов, ни одежды, ни сигарет. На почве открывшихся глазу доступных роскошеств у многих произошел легкий сдвиг по части покупок. Мы везли из-за границы музыкальные центры, телевизоры, видеомагнитофоны. Когда сложили все эти коробки с «панасониками» в аэропорту, Игорь Золотовицкий пошутил: «Видел бы русский фарцовщик, умер бы от зависти!» Что-то оставляли себе, а что-то продавали, конечно.

Я всегда считал себя в первую очередь театральным актером. Только в театре артист полностью отвечает за себя. В кино масса деталей, не зависящих от тебя: качество звука и изображения, монтаж, режиссерское видение роли и т. д. А вот выходя на сцену, актер может все. Захочу — рассмешу, захочу — заставлю плакать. Как у Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок». А какие у меня были роскошные партнерши! Людмила Марковна Гурченко, Наташа Гундарева, Лариса Удовиченко, Лариса Гузеева, Люся Артемьева, Таня Васильева, Маша Берсенева и многие другие. Они не боялись и не боятся выглядеть смешными, глупыми, некрасивыми на сцене и в кадре — такими, какие бывают люди в жизни. Я театр безумно люблю, трепетно отношусь к своим антрепризным спектаклям. Может быть, оттого, что я застал еще тот театр, что построен на творчестве, на искреннем интересе к искусству.

 

— Почему же спустя 20 лет покинули МХТ им. Чехова?

— Ушел мой учитель — Олег Николаевич Ефремов. Пришел другой человек — с другой философией и программой, со своими учениками, многие из которых, кстати, мои друзья. Решение уйти далось весьма нелегко — я же, по сути, ничего за его рамками и не видел. Была школьная театральная студия, потом Школа-студия МХАТ, потом МХТ. Я абсолютно не знал жизни. Чтобы определиться, даже лег в больницу к своему другу-врачу — хотелось обдумать все как следует. В итоге написал заявление об уходе. И несмотря на все страхи, скоро понял, что правильно сделал. Мне звонили с поддержкой друзья, посыпались предложения сниматься и играть в антрепризе — жизнь рванула вперед.

Если я вернусь когда-нибудь в репертуарный театр, то только к своему режиссеру, который предложит конкретные, интересные мне роли. И тогда я обязательно повешу в своей гримерке портрет моего учителя Евгения Евстигнеева и буду молиться на него, потому что лучше актера я не знаю. Он при невероятной занятости каждое утро приходил к нам на занятия — это высочайший профессионализм. Я восемь лет преподавал актерское мастерство во ВГИКе, но когда понял, что времени на студентов категорически не хватает, перестал этим заниматься.

 

— Мне кажется, вы увлекающийся человек. Легко могу вас представить в каком-либо из многочисленных телешоу.

— Азарта мне не занимать: например, я обожаю играть в преферанс. А вот к казино абсолютно равнодушен. Если изредка мы собираемся студенческой компанией, можем играть ночь напролет, напрочь забыв о времени. Ближе к утру звонят взволнованные жены: «Вы живы?!» Меня зовут ученым секретарем, так как на мне лежит ответственная миссия — закупать карты. Что касается телепроектов, то не отказался бы поучаствовать в «Форте Боярд» или в «Последнем герое», к примеру. И предложений хватает. Но у меня есть агент — Мария Прокончева, мы с ней 15 лет вместе, чуть меньше, чем с женой. Так вот, она категорически запрещает даже думать об этом. Приводит аргументы: «А если вы, Владимир Александрович, поскользнетесь и пальчик вывихнете, как мы будем продолжать сниматься?» Я покорно соглашаюсь. Все в жизни делаю через призму того, как это воспримут женщины. Что подумают мужики, меня мало волнует! (Смеется.)

 

— Выходить замуж, жениться нужно только по невероятной любви. И даже выбросить из головы мысли, которые могут мешать браку! Тогда это надолго. С супругой Аллой

 

— До знакомства с супругой вы прекрасно себя чувствовали в роли холостяка. Чем вас покорила Алла?

— На этот вопрос невозможно ответить. Почему из множества людей вокруг мы выбираем именно ее или именно его? Непонятно. Аллу я увидел в булочной, в хвосте длинной очереди. Я стоял впереди и предложил поменяться местами, потом уже взял телефон. Почти год за ней ухаживал: довольно долго обращался исключительно на вы. В жизни два глобальных вопроса: что есть истина и что есть любовь? Данте, по-моему, дал самую точную характеристику этому чувству: «Любовь, что движет Солнце и светила». Выходить замуж, жениться нужно только по большой, невероятной любви. Это мое убеждение. И уж если женился, то должен быть готов не просто в чем-то себя ограничивать, а выбросить из головы даже мысли, которые могут мешать браку, совместной жизни. Надо воспитывать себя, следовать определенным принципам. Тогда это надолго. У меня перед глазами пример родителей, которые, повторю, 54 года прожили вместе в любви. У Аллы родители готовятся отметить золотую свадьбу. Мы женаты 19 лет.

Алла: Не могу сказать, что с первого взгляда влюбилась в Володю. Да, актер, интересный человек, ухаживал небанально. Мне было интересно с ним общаться, но чувства пришли позже. Моя мама была совсем не в восторге от того, что я собираюсь замуж за актера. Как и многим, ей эта профессия казалась ненадежной. Но Володя — тот мужчина, на которого можно положиться. Это тот случай, про который говорят: за ним как за каменной стеной. Муж всех вокруг заряжает своей энергией, любовью к жизни. Я не могу вспомнить, чтобы он пришел когда-то домой в плохом настроении или, заламывая руки, причитал, что у него нет вдохновения и роль не получается, как это бывает среди актеров. Даже возвращаясь со съемок за полночь, он всех расцелует, пошутит, расспросит, как дела, поиграет с сыновьями, если они еще не спят. Мне с мужем ужасно повезло, это правда.

 

— Я рад, что у меня пацаны. С ними я не думаю о возрасте: мы играем в войнушку, в футбол, гоняем на велосипедах. И это такой стимул! С сыновьями Денисом и Алексеем, супругой Аллой и любимицей семьи — Симой

 

— Вы почти шесть лет ждали рождения первого сына. Это было испытанием для семьи?

Алла: Да, был непростой период, не все семьи через это проходят. Но мы оба очень хотели детей и, несмотря на диагноз «бесплодие», верили, что рано или поздно это случится. Так и произошло: мы встретили замечательного врача, я забеременела. Муж оказался прекрасным папой. Когда родился Денис, у Володи было чуть больше свободного времени, чем сейчас, и он без остатка проводил его с сыном. И подгузники менял, и купал, укладывал спать и вставал к нему ночью. Когда родился Лешка, работы стало больше, а времени, соответственно, меньше, но, опять же, каждую свободную минуту они проводят вместе­.

Владимир: Первого сына Бог мне дал в 40 лет. Значит, так надо! Я рад, что у меня пацаны. Воспитание больше на жене лежит, она их чаще видит. Геометрией, алгеброй, физикой занимаются под ее строгим контролем. Зато я помогаю с литературой. Младший, Лешка, парень рукастый — точно не в меня. Ходит в студию, где занимается резьбой по дереву — по пять часов кряду выпиливает стамеской лопаточки, ложки, сейчас над моделью корабля работает. Все руки в кровавых царапинах, но главное — сын доволен тем, что делает. Леша очень артистичный, невероятно выразительно читает стихи. Порой удивляет нас своими заявлениями. Помню, когда маленький был, на съемках программы Елены Яковлевой о детях и воспитании ляпнул вдруг: «А папа меня ремнем бьет». Я густо покраснел и не сразу нашелся что сказать. Откуда он это взял? А сынуля посмотрел на меня и довольно повторил: «Да, да, бьет!» Артист растет.

Денису 14 лет, у него сейчас наступает самый интересный период. Я как раз в его возрасте и пошел штопором вниз. С тревогой жду, как он переживет этот опасный перелом. Меня успокаивает только одно: точно знаю, что сыновья будут заниматься в жизни только тем, что им по-настоящему интересно. Из-под палки их ничего делать не заставишь. Я рад, что они любят хорошие фильмы, до дыр засматривают на диске «Приключения Электроника» и «Секретный фарватер».

Я привил им любовь к рыбалке. Прошлым летом у нас не получилось выехать порыбачить, но я привез им палатку и спальные мешки, которые они разложили в спальне. Представляли, будто в походе. Спали втроем, к сыновьям тут же присоединилась наша любимица — собака Сима. Кстати, вспомнилось, как однажды на рыбалке, уже по осени, вылез из спального мешка потянуться, размять косточки. А когда вернулся еще вздремнуть, неожиданно почувствовал, что что-то скользнуло по ноге — то ли гадюка, то ли уж заполз в мешок. Вылетел пулей! (Смеется.)

Для меня лучший отдых — с семьей. Ради них, любимых людей, ты все и делаешь, держишь себя в тонусе. С детьми я не думаю о возрасте: мы играем в войнушку, в футбол, плаваем в бассейне, гоняем на велосипедах. И это такая радость, такой стимул! Осталось только придумать, какой совет я, подобно моему отцу, дам каждому из них, когда ребята вступят во взрослую жизнь.

 

Марина КУЗНЕЦОВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Арсена МАМЕТОВА

© Теленеделя

 


Владимир Стержаков

Родился: 6 июня 1959 года в Таллине

Семья: жена — Алла; сыновья — Денис (14 лет) и Алексей (9 лет)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: после окончания вуза поступил в труппу МХАТа, где служил 20 лет. В фильмографии около 100 фильмов и сериалов, среди которых: «Такси-блюз», «Возвращение броненосца», «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Дикий», «Маргоша», «Думай как женщина» и др. Играет в антрепризных спектаклях «Похищение Сабинянинова», «Шутка», «Поцелуй удачи»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter