Наш журналист на время переквалифицировалась в дорожного строителя, чтобы освоить процесс асфальтоукладки

Визитная карточка страны

Ремонт с расширением проезжей части ведут дорожники на участке автотрассы Лепель — граница РФ

Строительство и реконструкция автотрасс — важная миссия не только местного, но и международного значения. Ведь дороги — лицо государства. По трассе Р-46 (Лепель — Полоцк — граница Российской Федерации) ежегодно проезжают десятки тысяч иностранцев: водителей-дальнобойщиков, многочисленных туристов, представителей бизнеса. И совсем скоро их путь станет намного комфортнее: Полоцкое дорожно-строительное управление № 2 ОАО «ДСТ-1» г. Витебск» несколькими очередями ведет здесь капитальный ремонт, закончить который планируется в течение месяца.


— Сейчас несколькими очередями ведем капитальный ремонт автотрассы Р-46, — дает вводную директор Полоцкого дорожно-строительного управления № 2 ОАО «ДСТ-1» г. Витебск» Леонид Батуро. — В общей сложности предстоит отремонтировать и расширить около 100 километров трассы. Например, от Лепеля до Полоцка 30 километров — вместо 7 метров ширина проезжей части станет 12‑метровой. Шесть очередей — от Полоцка до границы. Сейчас работаем на второй очереди вблизи поселка Боровуха-1. Туда и поедете.

Наш наставник и экскурсовод — настоящий мастер асфальтных дел Сергей Финогеев. Он старший прораб, начальник участка асфальтоукладки. Рецепты хорошего и надежного дорожного «пирога» апробирует уже без малого 20 лет.

…За окном — красивые осенние пейзажи. Но увы… нас ждет более приземленная романтика. Сергей Александрович удивляется:

Начальник участка № 6 ДСУ-2 Сергей Финогеев.
— Почему приземленная?! Дорожное строительство — самая творческая профессия. Трудная, сложная, но и романтичная. А главное, уже после нанесения разметки, проезжая по обновленной трассе, ты испытываешь неимоверно радостное чувство собственного удовлетворения — это и твоя дорога тоже. Просчитанная до капли, выверенная до сантиметра. Приятно! Ради этого стоит жить…
А вот и наш участок. На въезде и выезде — временные светофоры, которые регулируют одностороннее движение. Перекрыть здесь трассу полностью не представляется возможным. Конечно, дорожникам трудиться в таких условиях непросто, но зато водителям не нужно делать круги, объезжая место ремонтных работ.

Запах свежего битума бьет в нос, легкий пар от свежей смеси черного гравия окутывает туманом, жара полыхает в лицо. Так себе условия… Сколько бы я выдержала?

— К этому быстро привыкаешь, — убеждает Сергей Финогеев. — Я, например, без запаха свежего асфальта уже жить не могу. А мои сыновья — 12‑летний Никита и 8‑летний Артем — аромат асфальта учуют даже из закрытого автомобиля. Разминулись на улице с грузовиком, а мальчишки тут же констатируют: «К тебе, папа, свежий асфальт на дорогу повезли!»

Мастер строительно-монтажных работ Николай Шиленок и асфальтобетонщик Валерий Ковалев.

Сергей Александрович часто берет мальчуганов на работу. И за катком оба уже посидели, заразились романтикой строительства дорог. Продолжат ли в будущем отцовское дело? Вполне возможно.

— Я родом из Ушачского района, — рассказывает старший прораб. — После окончания школы сразу поступил в БНТУ на специальность «строительство автомобильных дорог и транспортных объектов». По распределению пришел сюда работать, так и остался…

В должности мастера Сергей Финогеев капитально ремонтировал дорогу Витебск — Полоцк. Это был его первый объект, за который и теперь не стыдно. Регулярно проезжая по трассе, Сергей внимательно осматривает полотно, все ли в порядке. Два десятилетия прошло, а дорога все еще в неплохом состоянии. Значит, качественно поработали. Дорожник уверен:
— Закончим реконструкцию здесь — душа тоже будет радоваться. Я по этой трассе каждую неделю к родителям в Ушачи езжу. Раньше на дорогу уходило до 45 минут, теперь можно будет вдвое быстрее добраться. Вот и результат…
Геодезист Антон Дерко.

Начинаем знакомиться с рецептами укладки асфальта. Сейчас асфальтоукладчик покрывает дорогу гравийно-битумной смесью. Это выравнивающий слой черного щебня. Прораб берет в руки термометр и замеряет температуру смеси — 150 градусов по Цельсию! Вот это «пирожок»…

— По-другому нельзя, такая технология, — объясняет Финогеев. — Все нормы должны быть строго соблюдены. Асфальтный завод недалеко, поэтому без проблем при доставке сохраняем нужную температуру. Видите, грузовики укрываются специальным тентом? Вы хотите остановить для фото каток? Этого делать нельзя. Машина должна быть в постоянном движении, иначе образуется неровность на месте его стоянки…


Приходится подчиняться — вредить процессу обустройства новой трассы мы не намерены.

Итак, выравнивающий слой щебня, смешанного с битумом, чуть позже зафиксируют семью сантиметрами асфальтобетона. А уже после этого будет уложен верхний, финишный, пятисантиметровый слой асфальта. «Выпечка» столь многослойного «пирога» строго контролируется специальной автоматизированной ультразвуковой системой — ни единого сантиметра перепада вверх-вниз!


— Одинаковых дорог и рецептов их строительства не бывает, — удивляет Сергей Александрович. — При составлении «меню» учитывается множество факторов — от рельефа местности, качества грунта до интенсивности движения и видов транспорта. В зависимости от этого и применяются те или иные материалы и технологии. Благо их сейчас множество и у нас есть возможность выбрать оптимальный вариант. В самом начале делаем запланированное количество прохода катков, потом измеряем плотность полотна и уже на основании этих расчетов идем дальше.

Очень интересно и познавательно… Я уже даже как-то привыкла к запаху горячего битума и готова познавать специфику профессии асфальтоукладчика дальше. Вот только долгое нахождение журналистов на объекте явно напрягает строителей.


— Мы к такому повышенному вниманию не привыкли, — шутит Сергей Финогеев. — Работа наша рутинная, для дилетантов скучная. Вы лучше приезжайте на открытие трассы — прокатимся с ветерком. Оцените результат.

Оказывается, ждать долго не придется: теплая осень предоставила полный карт-бланш. Этот участок дороги сдадут в эксплуатацию уже через месяц. Объект целиком — примерно через полтора года. Техники достаточно, кадры опытные и проверенные временем, так что дорожные строители управятся в срок… И это несмотря на то, что параллельно они занимаются благоустройством древнего Полоцка. Только в последние годы здесь приведены в порядок десятки дворовых территорий, обустроены километры новых улиц и тротуаров. Сергей Финогеев руководил процессом асфальтоукладки еще и на суперважных объектах: при строительстве мостов через Западную Двину в Полоцке и Новополоцке, а также участвовал в работах при возведении путепровода «Полоцкий» в Витебске.


begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter