Vivat academia!

Люди и время глазами Леонида ЕКЕЛЯ

Спросите у любого человека: какие годы жизни для него самые счастливые? И наверняка услышите: студенческие. Если, конечно, судьба не обделила его этим счастьем. Если испытал он в душе трепет, перед тем как переступить порог храма науки. Если на всю жизнь сохранил самые солнечные воспоминания об этих временах. И, конечно же, каждый выпускник считает свой вуз лучшим из лучших. И это справедливо. Но, пожалуй, никто не выражает такое искреннее восхищение своей альма–матер, как выпускники Белорусской сельскохозяйственной академии. И свою Академию они пишут только с большой буквы. Что ж, это неудивительно. Таких уникальных высших учебных заведений надо поискать по всему миру.


У академии — глубочайшие корни. Отметка этой глубины — 170 лет. Вот такую знаменательную дату отмечает она сегодня, 1 октября. О седой старине, о сегодня и завтра старейшего и одного из самых известнейших в Европе вузов своего профиля и состоялся наш разговор с ректором Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, доктором ветеринарных наук, профессором Александром Курдеко.


— Говорят, что история — это роман событий. У Белорусской сельхозакадемии он начинается с 1836 года. Когда указом царя Николая I было утверждено положение о Горы–Горецкой земледельческой школе.


В местечко Горки Могилевской губернии, входившей тогда в состав Российской империи, прибыла строительная комиссия. Был в ее составе и архитектор–итальянец А.Кампиони. К 1840 году возвели 35 зданий. Стиль преобладал казарменный, а качество работ было невысоким. На все строительство выделялось 296 тысяч рублей.


В августе 1840 года возле центрального корпуса земледельческой школы собралось несколько сот человек. На открытии школы произносились торжественные речи о «цели высочайше назначенной для Горы–Горецкой земледельческой школы». Не было среди этой праздничной толпы лишь главных героев дня — учеников школы. За всем, что происходило, они наблюдали из окон пансионата. Одежда крестьянских детей была такой убогой, что они не смели показаться на людях. А обучалось в первый год всего семь учеников. Крестьяне с недоверием относились к школе. Чтобы не посылать туда своих детей, они давали чиновникам выкуп. А те за взятку писали, что дети такого возраста либо немые, либо с другими физическими недостатками.


— В земледельческой школе, — продолжает разговор Александр Павлович, — учебная работа была поставлена настолько основательно и серьезно, что за считанные годы школа завоевала в России огромную популярность.


Поначалу она состояла из двух разрядов: низшего и высшего. Первый готовил «земледельческих учеников». Дети государственных и крепостных крестьян в течение 3 лет получали основы агрономии. А затем возвращались помещикам. Дипломы им не выдавались. Дети же помещиков и дворян, окончив первый разряд, имели доступ во второй.


Второй разряд готовил агрономов–практиков. Сюда могли поступить только дети свободного состояния. Они изучали химию, зоологию, ботанику. Агрономию и лесоводство. Историю и статистику сельского хозяйства. И производственную практику учащиеся проходили соответственно. Одни работали наравне с крестьянами школьного имения. А другие на легких работах — «лишь для поддержания своих сил и здоровья».


Все обучающиеся постоянно носили специальную форму. Жили в пансионате под неусыпным наблюдением инспектора и надзирателей. Режим был под стать аракчеевскому: карцер, розги, цензура писем и книг для чтения. Их не отпускали домой даже на каникулах.


В 1848 году высший разряд земледельческой школы был преобразован в институт «с правом университета». Он стал первым высшим сельскохозяйственным учебным заведением не только в России, но и в Европе. В конце 50–х годов институт имел европейскую известность. Он просуществовал только 16 лет, но внес огромный вклад в развитие отечественной сельскохозяйственной науки. Многое здесь создавалось впервые. В Горы–Горецком институте был сконструирован первый в мире зерноуборочный комбайн. А в пригороде Горок профессором А.Н.Козловским заложен первый в России гончарный дренаж.


Многие преподаватели и воспитанники земледельческого института оставили свой след в русской сельскохозяйственной науке. По учебникам, написанным ими, занимались поколения и поколения студентов. В институте учился П.А.Бахметьев — прототип главного героя романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Студент Горы–Горецкого земледельческого института Константин Вереницын — автор знаменитой белорусской поэмы «Тарас на Парнасе».

 

За участие студентов и преподавателей в революционном движении 1863 года первое в России и единственное в Белой Руси высшее учебное заведение было закрыто. В Горках остались лишь земледельческое и ремесленное училища да землемерно–таксаторские классы.


В апреле 1919 года Горецкий сельскохозяйственный институт был восстановлен. А в 1925 году Минский и Горецкий сельхозинституты объединили. На их базе и возникла Белорусская сельскохозяйственная академия. Таковы корни.


— Лихие годы — рубцы и шрамы как на сердце, так и на лице академии. Одни профессора и сотрудники подверглись необоснованным репрессиям. Другие стали жертвами борьбы с генетикой,


объявленной «лженаукой». Более 200 преподавателей, студентов и сотрудников учебного заведения погибли на фронтах Великой Отечественной войны. А корпуса, лаборатории, общежития и жилые дома немецко–фашистские оккупанты превратили в сплошные руины. Но всегда были личности, способные возродить, казалось бы, невосстановимое.


О первом послевоенном ректоре Н.Н.Кавцевиче рассказал мне однажды почетный профессор Белорусской сельхоз-академии Алексей Михайлович Богомолов:


«Пожалуй, ни одному из всех 36 ректоров за всю историю академии не досталась такая ноша, как профессору Николаю Николаевичу Кавцевичу. Когда в сентябре 1945 года его назначили директором Белорусского сельхозинститута, он был потрясен страшной картиной разгрома и запустения. От главного (четвертого) учебного корпуса остались руины. Библиотека взорвана и сожжена. Корпуса механизации и земледельческого института разбомблены. Общежития разрушены. Восемьдесят первую аудиторию первого учебного корпуса фашисты превратили в камеру смерти. Здесь были зверски замучены мои сокурсницы Ольга Воробьева и Мария Москалева. Там, где когда–то был студенческий клуб, — братская могила военнопленных. Учебное хозяйство разграблено. Территория и опытные поля изуродованы траншеями, окопами, ямами, блиндажами. Гордость академии — ботанический сад с огромными коллекциями растительных видов земного шара немцы использовали как пастбища для лошадей. Все разорено и уничтожено... И тем сильнее было желание восстановить порушенное.


Чем возить такое количество стройматериалов и оборудования по бездорожью, проще и дешевле построить новый институт. Например, в Орше — такое мнение сложилось в правительстве республики. Будь так, Горки лишились бы статуса столицы студентов–аграрников и превратились бы в заурядный райцентр. Авторитетнейший ученый и опытный хозяйственник Н.Н.Кавцевич положил конец сомнениям, быть или не быть в Горках академии. Всего за год был восстановлен учебный корпус № 1, первое общежитие, ботанический сад. Особенно Николай Николаевич гордился возрождением самого старого учебного корпуса № 4. По плану Н.Н.Кавцевича его украсили полуколоннами, изящным фронтоном и подписью: «Беларуская сельскагаспадарчая акадэмiя». Вот так и возникла визитка уникальной кузницы сельскохозяйственных кадров.


При Н.Н.Кавцевиче Белорусский сельхозинститут и был преобразован в академию. Теперь уж навсегда. Со всей страны собрали 206 студентов (185 из них были фронтовиками и партизанами) и 30 преподавателей. Из четырех довоенных групп агрофака удалось сформировать только одну. Начинали, по сути, с нулевой материальной и учебной базы. Но уже в 1946 году было выпущено 9 крайне нужных народному хозяйству специалистов, а через год — свыше семидесяти».


— А всего за годы своей жизни Бело-русская сельхозакадемия подготовила свыше 80 тысяч высококвалифицированных специалистов, — подытожил наш диалог Александр Курдеко. — В 1985 году академию окончил Александр Григорьевич Лукашенко. Руководители каждого третьего района Беларуси — наши выпускники. Многие стали выдающимися учеными. Героями Социалистического Труда. Заслуженными деятелями науки и заслуженными работниками сельского хозяйства Беларуси. Да, у академии мощная корневая система. И питают ее соки родной земли. А ветви — это 16 факультетов очного и заочного отделений по 32 специальностям и специализациям. Это 60 кафедр, где ведут обучение 600 преподавателей. Среди них — академики, члены–корреспонденты Национальной академии наук, доктора наук и профессора. В академии сформировались свои научно–педагогические школы.


Сегодня здесь занимаются около 15 тысяч студентов. Созданы все условия для проведения научных исследований в области агротехники, селекции растений и химзащиты. Базой для этих целей служат опытное и селекционные поля, опытно–коллекционный сад. У нас наисовременнейшая техника и вспомогательное оборудование. Гордость академии — свой учхоз, который имеет 11.400 гектаров сельхозугодий. Академия активно сотрудничает с ведущими учебными сельскохозяйственными заведениями многих стран мира.


Быть ректором такого прославленного, легендарного учебного заведения — великая честь. Большое доверие и огромная ответственность. Ректор — это, скорее, не должность, а состояние души. Это — призвание, это — служение.

 

Президент поздравил коллектив Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии со 170–летием со дня основания вуза.


«Ваш вуз прошел большой путь — от земледельческой школы до крупнейшего многопрофильного высшего учебного заведения аграрного направления», — говорится в поздравлении.


Александр Лукашенко отметил значительный вклад профессорско–преподавательского состава академии в развитие фундаментальных и прикладных исследований в области биотехнологий, агроэкологии, генетики и селекции. «Это позволяет старейшему учебному заведению быть ведущим учебно–методическим центром аграрной науки в Беларуси. Уверен, что ваш сплоченный коллектив и в дальнейшем сможет успешно решать поставленные задачи, своими достижениями укреплять высокий авторитет и престиж родного вуза», — подчеркнул Президент.


Александр Лукашенко пожелал всем студентам, преподавателям и сотрудникам академии здоровья, счастья и благополучия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter