Виталий Петров: «Я не позволяю себе расслабляться…»

Мы знакомы с Виталием Петровым уже пятый год – с тех пор, когда он еще гонялся в гонках GP2. В этом году многое в Формуле-1 для него изменилось: новая роль, новые задачи, новые люди вокруг.

Мы знакомы с Виталием Петровым уже пятый год – с тех пор, когда он еще гонялся в гонках GP2. В этом году многое в Формуле-1 для него изменилось: новая роль, новые задачи, новые люди вокруг. В прошлом году, выступая в роли лидера команды «Рено Лотус», Виталий пытался бороться с техническими проблемами слабо развивающегося болида «Рено». Его бронзовый подиум в первой гонке календаря 2011 года явился слабым утешением в целом весьма серого сезона. В итоге команда в конце года приняла решение о преждевременном разрыве контракта с российским гонщиком. Рискуя остаться вообще без контракта в Ф-1, Виталию в самый последний момент удалось «пристроиться» в малазийской команде «Катерхем». О своей «новой жизни» Виталий рассказал «Знаменке».

Несмотря на отсутствие очков, Виталий старается сохранять оптимизм


- Виталий, ты был в прошлом году в команде «Лотус», ты был гонщиком, который попал на подиум. Сейчас у тебя цель на гонку – заработать хотя бы одно очко. Какая морально-психологическая разница между тобой вчера и тобой сегодня?


- Главное – все правильно настроить у себя в голове: где ты находишься, зачем ты здесь, какие цели и прочее. Все от головы зависит. И вначале, возможно, я чего-то там переживал, прежде чем мы подписали контракт с командой «Катерхем». Задавал себе вопрос, смогу ли я бороться в конце пелетона? После подписания контракта перечеркнул переживания и сказал себе: значит, так нужно. Нужно принимать ситуацию, какова она есть.


- Это очень сложно?


- Я бы не сказал. Конечно, хочется выигрывать, хочется зарабатывать очки, но ты ничего не можешь сделать. Если в такой ситуации будешь себя угнетать, доводить, то будет еще хуже. Тогда лучше просто не ездить. Я себе так и сказал: слава Богу, что мы здесь, что мы совсем не ушли из Формулы-1. Есть шанс закрепиться, значит, надо хорошо для себя проехать этот сезон, научиться не повторять собственных ошибок пилотирования.


- Есть большая разница в мотивации?


- Для меня уже нет.


- Тебе сейчас часто приходится ехать в отрыве от сильных команд спереди и слабых команд, которые позади себя. Эдакое уютное положение. Позволяешь ли ты себе расслабляться? Подумаешь, двумя секундами позже, секундой раньше…


- Нет, расслабляться я себе не позволяю. Финишируя даже с отставанием в 2-3 круга, стараюсь ехать в максимально возможном для себя темпе до самого последнего круга. Главное - это смотреть в зеркалах, чтобы ты никому не мешал, кто опережает тебя. И только на последнем круге, когда все немножко убирают ногу с газа, едешь где-то на секунду, полторы медленнее, чтобы не рисковать чересчур, чтобы не допустить ненужную ошибку перед самым финишем. Но бывает, что не расслабляешься и на последнем круге. Так было в Германии: я до последних метров ехал на 100 %, потому что буквально следом за мной ехал Бруно Сенна на «Уильямсе».


- Виталий, тебе в этом сезоне, к сожалению, часто приходится бывать в роли «кругового». Как в связи с таким опытом ты оцениваешь действия Хэмильтона во время Гран-при Германии, когда он в роли «кругового» атаковал и обогнал Себастьяна Феттеля, а затем еще и прессинговал Фернандо Алонсо, двух лидеров гонки?


- Я бы на его месте поступил точно так же, если бы машина позволяла. Здесь я не вижу ничего неуважительного по отношению к лидерам гонки, поскольку ты ведешь свою борьбу. Если у тебя машина едет быстрее, чем у лидера, то правилами не запрещен этот обгон, даже если ты – «круговой». Иначе ведь не вернешься в круг, не обогнав его. Главное - чтобы все было корректно и в пределах правил. Когда Льюис обгонял Себастьяна, тот не особо и защищался. Да и зачем в такой ситуации Феттелю было рисковать, если он на круг опережал Льюиса?


- Тогда почему Себастьян так рьяно возмущался, размахивал руками, и после гонки назвал обгонный маневр Льюиса просто глупым?


- Ну, все мы знаем, что Феттель немножко импульсивный и часто бывает несдержанным.


- В команде-аутсайдере ты остаешься тем же самым гонщиком, что и раньше, или надо было что-то в себе менять?


- Думаю, что в себе я ничего не менял. Возможно, сейчас даже лучше стал, как гонщик. Это потому что в этой машине, по сравнению с «Лотус», не так много разных функций.


- Меньше электронной помощи пилоту?


- Пожалуй.


- Тебе хотелось бы перейти в следующем сезоне в другую команду?


- У меня пока контракт с этой командой, процесс переходов гонщиков в другие команды еще не начался. Посмотрим, что будет дальше.


- Учитывая твой прошлогодний сезон в более сильной команде, передаешь ли ты свой опыт механикам нынешней команды?Виталий с Филиппом, своим гоночным инженером по GP-2


- Конечно, насколько это возможно. Рассказываю, что и как мы делали там, в какое время, почему, что именно анализировали.


- То есть команде выгодно иметь гонщика, перешедшего из более сильной команды, для обеспечения лучших настроек машины?


- Да, но не надо преувеличивать этого значения. Возможно, вначале это немного поможет. Ты можешь рассказать, какие системы есть и как они действуют у конкурентов. Но к середине сезона все стабилизируется. Ты уже вплотную работаешь именно со своей машиной и со своей новой командой.


- Ты - российский гонщик, но живешь сейчас в Западной Европе, в Англии. Сколько раз в году тебе удается побывать дома?


- Это уже как придется. Сейчас появилось много российских спонсоров, поэтому в этом году мы летали на родину чаще, чем раньше, то есть последние два года.


- Ты популярен у себя на родине?


- Думаю, да. В Формуле-1 я - единственный российский гонщик, и гонки показывают по телевизору.


- В Хоккенхайме ты после гонки пошел еще в кемпинг-лагерь к своим болельщикам. Как тебя там восприняли?


- Я был там у своих друзей. И фанаты других команд потом высказывали им свое удивление: «Вот это да! Он у вас такой простой, что пришел к зрителям в кемпинг-лагерь, не зазнается. Приходит туда, где полно людей, которые его узнают. Мы, мол, в шоке и даже будем теперь поддерживать его за это на гонках». Конечно, после гонки зачастую хочется отдохнуть, чтобы тебя не трогали. Особенно нет желания раздавать автографы по полчаса или фотографироваться. Просто хочу пообщаться с друзьями, которые ради меня приехали на эти гонки, проводить с ними время. Даже можно поиграть в футбол, как, например, в Валенсии на пляже. И если фанаты не пристают, а просто хотят увидеться, то я не против этого. Меня это не напрягает.


- Ты играешь в футбольной команде гонщиков Формулы-1 в футбол. А раньше ты играл где-нибудь?


- Да, у себя в Выборге на первенстве города. Точнее, на кубке города по футболу. Даже, помню, выигрывали своей командой.


- В команде «Катерхем» тебе приходится следить за своим весом?


В паддоке Виталий Петров уже не новичок- В общем-то нет. Когда после увольнения из «Лотус» был период неясности и ожидания информации о контракте, я набрал лишний вес. Хотя, казалось бы, из-за нервного напряжения наоборот должен был бы сбросить несколько килограммов. Но потом я взялся за себя и восстановил необходимую спортивную форму.


- Сколько при росте в 185 см ты обычно весишь после гонки?


- Зачем это тебе?


- Просто, для статистики.


- Не скажу. (Смеется.) Это конфиденциальная информация, не для прессы.


- Разница между скоростью болидов «Лотус» и «Катерхем» достаточно большая. В чем именно кроется причина?


- В первую очередь в прижимной силе. В «Лотус» - другая «морда» болида. К тому же там используются несколько другие технологии, которых нет в «Катерхем». Мотор тот же самый, здесь проблем нет. Он так же хорошо работает, как и в «Лотус».


- Но иногда и хороший мотор подводит, как, например, у тебя было в Сильверстоуне, из-за чего ты вообще не выехал на старт.


- Это был единственный раз. А так в основном это очень хороший мотор.


- Было ли у тебя тогда чувство, что тебя обманули?


- Нет. Это случилось до гонки. Я еще и не успел особо настроиться на эту гонку, чтобы потом расстраиваться.


- Ты можешь описать свои ощущения зрителя, в роли которого тебе пришлось быть практически всю британскую гонку?


- Для меня они были не очень приятными. Я бы хотел участвовать сам. Даже не представляю, как буду жить без гонок и смотреть их по телевизору, когда мне будет сколько там лет.


- То есть, без контракта с «Катерхем» ты бы перешел в другие гонки, но не ушел бы из автоспорта?


- Не ушел бы. Мне нравится гоняться.


- Значит, можно так и записать как слоган: гонщика Виталия Петрова нельзя оставлять без контракта?


- Именно так, на 100 %. (Смеется.)


- Каково твое мнение, будет ли Гран-при Сочи в 2014 году?


- Говорят, что трасса уже строится. Надеюсь, что все будет хорошо.


- Раз ты – первый российский гонщик, наверное, очень важно было бы быть и первым российским гонщиком, победившим в первом российском Гран-при?Перед гонкой GP3 Виталий делится опытом с дебютантом из Беларуси, Дмитрием Сурановичем (команда "Marussia")


- Это не имеет значения. Мне просто хотелось бы выступить в чемпионате Формулы-1 на Гран-при России. Я никогда раньше не выступал в таких серьезных соревнованиях на мировом уровне перед российскими болельщиками. И повторяю, мне бы очень этого хотелось.


- Как твой приход в Формулу-1 повлиял на появление других молодых российских пилотов в серьезных мировых сериях?


- Сейчас появляются трассы, растет интерес к гонкам. Это наверняка даст толчок, чтобы появлялось все больше и больше талантливых молодых людей, стремящихся заниматься автоспортом.


- Но ведь для этого нужны деньги и немалые… Как сейчас обстоят дела в России со спонсорами автогонок? Ситуация лучше, чем до твоего прихода в Формулу-1?


- Все равно тяжело со спонсорами. В России тяжелее получать спонсорские деньги, чем за границей. Там тоже нелегко, но посмотрите, сколько Финляндия имеет чемпионов мира? Потому что там поддерживается автоспорт на государственном уровне. Правительство поддерживает гоночные программы, своих пилотов и никогда их не бросает. И это видно невооруженным глазом.


- Многие гонщики ездят на этапы Формулы-1 со своими подругами. Ты всегда один. В шутку иногда в паддоке твоего менеджера Оксану Косаченко называют за глаза «мадам Петров». Как ты это можешь прокомментировать?


- Я всегда говорю, что это не так. И всем, кто спрашивает про Оксану, отвечаю, что даже не надо такого рода вопросы мне задавать.


- Когда ты представишь в паддоке свою невесту?


- А зачем это надо?


- Ты хочешь сказать, что она не будет ездить с тобой на гонки?


- Нет, она, скорее всего, будет ездить на гонки. Может, в самом ближайшем будущем, скажем, завтра. Кто его знает? Просто я пока не вижу в этом необходимости.


- Зависит ли присутствие любимой женщины гонщика на Гран-при от того, в какой команде гоняется этот пилот: в топ-команде или в аутсайдерах?


- Думаю, что нет.


- В Хунгарроринге ты побеждал в 2006-м в гонках Формула-3000. Какое впечатление у тебя от этой венгерской трассы – как трассы, на которой ты победил или на которой тебе придется трудно работать?


- Для меня это хорошая трасса, и у меня о ней самые хорошие воспоминания. Тем более что в 2010 году, в свой первый год в команде «Рено» в Формуле-1, я квалифицировался седьмым и приехал пятым. Так что я сюда всегда возвращаюсь с хорошим настроением.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, Хунгарроринг, фото автора и Геннадия ХОБОТОВА 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter