Виртуозы легкого поведения

Сегодня появилось немало музыкальных течений, которые в силу своей видимой легкости и демократизма позволяют заняться музыкой любому сварщику или слесарю, вдруг обнаружившему у себя талант, требующий немедленного выхода...

Сегодня появилось немало музыкальных течений, которые в силу своей видимой легкости и демократизма позволяют заняться музыкой любому сварщику или слесарю, вдруг обнаружившему у себя талант, требующий немедленного выхода. Ай-рэн-би, фанк, рэп, не гнушаясь самых простых гармонических решений, в простой и доходчивой форме формулируют сегодня новую культуру - культуру улицы, ворвавшейся к нам с телеэкрана с энергичностью карманного вора. Выдерживают ли конкуренцию с ней такие консервативные жанры, как джаз? Кто бросит клич: Show must go on, а главное - кто претворит его в жизнь? Каким будет завтрашний день жанра?


Конечно, джаз не избежал всех искушений сегодняшнего времени: ни легкими деньгами, ни упрощением формы ради формата, ни дикого скрещивания с другими, более популярными жанрами для того, чтобы просто выжить. Практически каждый наш более-менее профессиональный джазмен побывал сегодня в морском круизе. Но не закатами на океанском горизонте он любовался, а играл в оркестре лайнера. Некоторые побывали даже в кругосветном путешествии. Но распространяться на эту тему музыканты не любят. Может, чтобы не сглазить и не распылять завистников. Может, не хотят вписывать в творческую биографию строку "лайнерский лабух", справедливо считая, что это не вершина карьеры. Но тот, кто хоть раз побывал в таком круизе, говорит, что труд это адский и каждая копейка там отработана честно.


А как быть тем, у кого морская болезнь? Как реализовываться здесь и сейчас, не отказываясь от себя, не меняя саксофон на дрель и мешок с сухим цементом? Только в работе и ежедневном тренинге. А для этого нужно объединиться, забыв на время об амбициях и интригах.


Один из самых оригинальных проектов вот уже 8 лет каждую среду проходит в популярном минском паб-клубе "Граффити", кстати, чуть ли не единственной площадке, где по довольно демократичным ценам можно послушать действительно талантливых молодых музыкантов самых разных жанров. Каждый вечер проекта "Jazz-среда" собирает аншлаг. Кто здесь только не выступил за эти 8 лет. Пожалуй, весь цвет отечественного джаза: и Apple Tea, и Константин Горячий с собственными проектами, и "Танин джаз", и трио Тимофея Бирюкова.


И вот в "красный день календаря" - 7 ноября - в этом году выпавший на субботу, в стенах клуба "Мулен Руж" пройдет уже первый фестиваль "Jazz-среда" - шестичасовой марафон в стиле джаз. Это пример того, как частный проект вдруг перерос в настоящий фестиваль, который вполне может быть и международным и ежегодным, если пройдет успешно. А что это будет именно так, сомневаться не приходится - уже сегодня на имя организаторов пришло немало заявок на бронирование билетов не только из столицы, но и из регионов.


Участие в "Jazz-среде" примут Symphonic Drive Orchestra под руководством Александра Липницкого, Apple Tea, Chiefs Band и Real Jazz Band, а также специальные гости - джазмены, имена которых организаторы держат в секрете. Обещан настоящий джем-сейшн - полная импровизация стилей и нравов, танцы до упаду, неформальное общение за кулисами или за кружкой глинтвейна в баре и горячие споры о судьбе джаза: куда двигаться ему дальше, чтобы выжить, чтобы конкурировать с европейскими фестивалями.


- Да, наступил такой момент, когда мы решили, что наши "Jazz-среды" подросли, - поясняет концепцию фестиваля один из организаторов, арт-директор клуба "Граффити" Ян Бусел. - Пришло время заявить о себе уже в полный голос. Мы выбрали более просторное место, где можно собрать всех друзей джаза, с прежней душевностью, с прежней интонацией доверия, с продуманными организационными моментами. Мы специально не хотели делать джазовый фестиваль в сидячем зале формата ДК. Это все-таки не совсем то. "Jazz-среда" должна развиваться в том же направлении, в каком все эти годы существовала. "Мулен Руж", на наш взгляд, подходит для шестичасового марафона идеально - просторный, большой. Там много воздуха и света. Кто-то может за эти 6 часов уходить-приходить. Неизменным останется только одно: все это время со сцены будет звучать замечательная джазовая музыка.


Известный джазмен Александр Липницкий, один из участников фестиваля, объявленный со своим коллективом хедлайнером нынешней "Jazz-среды", уверен: сегодня ни в коем случае не стоит навязывать хорошую музыку. Ее можно только популяризировать, не впадая в крайности культурологического мессианства.


- В моем коллективе Symphonic Drive Orchestra - мои ученики, учащиеся музыкального колледжа имени Глебки, у которых я преподаю, - за стеклами очков виден твердый и непреклонный взгляд. - С некоторыми приходится расставаться, потому что не все представляют, что это вообще такое - путь музыканта. Насколько он драматичен и тернист, сколько нужно вкалывать, чтобы начать получать хоть какой-то результат. Те, кто не выдерживает, уходят и из оркестра, и из колледжа. Но с теми, кто остается, мы становимся настоящей командой и уже способны на многое. Их эта музыкальная коррида, эта бойня не страшит. Нужно отыграть 6 часов - отыграем 6. Нужно 12 - отыграем 12. С физической и моральной подготовкой у нас все в порядке. Поэтому фестиваль предвкушаем с удовольствием. Это колоссальное событие еще в и том смысле, что все делается собственными силами. У нас нет ни спонсоров, ни мировых звезд. Вот какие мы есть сегодня - такими и выйдем к зрителю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter