Выращиваем виноград по законам природы

Виноград с приставкой «био»

Винограду, согласно археологическим раскопкам, как минимум сто миллионов лет. По одной из легенд, именно его первым после Всемирного потопа высадил Ной.

И не надо думать, что только на юге росла эта солнечная ягода. Благодаря королеве Боне, стоявшей во главе Речи Посполитой, виноградники появились в Брестской и Гомельской областях, в частности в Рогачеве. Были они и в несвижском имении Радзивиллов «Альба», а также в Могилевской области в саду Горыгорецкого земледельческого училища. В 1900 году известный белорусский опытник И. Мороз впервые высадил виноград на Витебщине — в местечке Фатынь Лепельского уезда.


В 1935 году изучением винограда занялся Центральный ботанический сад НАН ­БССР. А в 1948-м правительство приняло решение о развитии виноградарства в Беларуси. В соответствии с этим в Брестской области был создан Пружанский виноградарский совхоз. В том же году пинчук И. И. Шевчук подарил свою уникальную коллекцию южных культур государству и постановлением Совета Министров ­БССР на его участке был создан опорный пункт «в целях сохранения и использования в селекции винограда, персиков, абрикосов, грецкого ореха и других южных растений, а также для внедрения в производство результатов работы».

Затем интерес к винограду как к промышленной культуре угас. И новый всплеск пришелся уже на XXI век. В 2003 году на площади 40 соток ОАО «Пинский винодельческий завод» заложило плантацию. Сегодня уже плодоносят 40 гектаров.

Уникальность ее в том, что выращивают здесь солнечную ягоду исключительно по законам природы, не используя пестицидов и химических удобрений. В прошлом году было собрано почти 200 тонн ягод. Отличный результат!

Степан Сидорчук.
Об этом эксперименте слушателям белорусской органик-школы на одном из выездных семинаров рассказал Степан Сидорчук, в свое время принимавший активное участие в закладке этой плантации.

— Сегодня на испытании у пинских виноградарей более 70 сортов.

Выращивание винограда на юге Беларуси, в принципе, не связано с рисками, — считает Степан Иванович. — Первые 40 соток были высажены благодаря энтузиазму одного человека — Чеслава Лимановского. Именно ему, уроженцу Браславщины, бывшему главному инженеру судоремонтного завода, принадлежит идея создания промышленного виноградника на Пинщине. Какое-то время
Чеслав Лимановский.
Чеслав Михайлович жил в Молдавии, где и влюбился в эту солнечную ягоду. Вернувшись на родину, поменял квартиру на дом и с 1985 года выращивает виноград на приусадебном участке. Все кусты как на промышленной плантации, так и у дома высажены по технологии биодинамического земледелия, предложенной алтайским микробиологом Александром Кузнецовым. Чеслав Михайлович ее немного усовершенствовал, приспособив под белорусские условия. Вначале же апробировал у себя. Скажу больше: всю партию посадочного материала для заводской плантации подготовил сам. На 1 гектар — 2200 саженцев!

Ровные ряды вытянулись с севера на юг (так лоза лучше прогревается солнцем). Как-то в Пинск приезжали специалисты из Молдовы и все удивлялись: как это виноград может расти рядом с соснами и березами? Но для лоз такое соседство только плюс: растения всегда закрыты от холодного ветра.

Уникальна и технология посадки самих кустов: высаживают их в траншеи. Но поскольку ряды все время мульчируются, со временем образуется приподнятая гряда. Междурядья залужены и постоянно подкашиваются. Скошенная трава и служит мульчой, а еще оставшиеся от осенней обрезки лозы и отработанный яблочный жмых после полугодового компостирования, смешанный с опилками. Если внести его сразу, то сработает как гербицид: все же спирта в нем многовато.

И надо сказать, что технология так называемой активной мульчи себя оправдывает. Надо лишь не забывать ее пополнять. Все остальное микроорганизмы сделают сами, обогатив почву аминокислотами и азотистыми соединениями. Черви же, пропуская через себя грунт, обеззараживают его.

В итоге даже без внесения минеральных удобрений кусты получают тепло, влагу, кислород, углекислый газ, биогумус, аминокислоты, все элементы питания, которые есть в почве и которые были привнесены с органикой, и много-много азота. А при такой технологии его в почве в 10—15 раз больше, чем при использовании той же «Мочевины». Причем в легкоусвояемой форме.


И если с азотными удобрениями надо работать очень аккуратно, чтобы не пожечь корни, то натуральную органику можно (и нужно!) вносить впрок. Часть ее уходит на питание растений, а часть перерабатывается в гумус.

Теоретически такой виноградник не болеет или, вернее, не должен болеть. И ничего удивительного в этом нет: природа миллионы лет обходилась и обходится без удобрений и пестицидов.

 Кое-где на плантации встречаются и грибы. Значит, почва и растения работают в симбиозе. Микориза развита, и кусты под надежной защитой. Ведь самый продуктивный тип питания — симбиотический, в котором участвуют и микоризные грибы, и культурные растения. Замечено, что при таком подходе гумус растениями усваивается почти полностью.

Корневая система винограда развивается горизонтально — в верхнем, самом плодородном слое. А поскольку в гребнях больше аккумулируется тепла, то увеличивается сумма активных температур и, соответственно, сокращается время вегетации. Органическая мульча подавляет сорняки, предохраняя почву от перегрева и иссушения и поддерживая ее оптимальную влажность.

Вызревшие лозы заготавливают поздней осенью и до марта — апреля хранят в подвале. Весной нарезают их на черенки по два глазка и сразу высаживают на улицу в школку, тут же присыпая опилками. В грунте они и укореняются.


За лето саженцы развиваются, и уже в октябре (до наступления заморозков) их высаживают на плантацию под углом в 45 градусов (чтобы образовалось больше корешков), заглубляя до первого побега. При таком подходе и в дальнейшем будет легко ухаживать за кустом, особенно укладывать лозы на шпалеры — никаких переломов.

Перед посадкой в траншею вносят свежую органику и обязательно присыпают ее землей для защиты корешков от ожогов и активирования работы полезной почвенной биоты.

Чтобы саженец не погиб в первую же зиму, поздней осенью его присыпают опилками: ведро на куст. И весной, пока не минует угроза возвратных заморозков, укрытие не снимают. Да и то лишь слегка разравнивают опилки по гребню, но не убирают полностью.

Когда побег отрастет на 15—20 см, убирают пасынки. Осенью — обрезка до 3—4 почек, в зависимости от того, как вызрела лоза. А если прирост небольшой, то обрезка на обратный рост остается не более 5 см. На вторую зиму кустик еще раз присыпают опилками. На третий год уже должны пойти хорошие побеги. Из них выбирают 2—4 самых сильных (в зависимости от формировки) и пускают по шпалере. Обрезку же винограда стараются провести до марта, пока не начнется «плач» лозы.

Это только на первый взгляд кажется все просто и элементарно: щелкай себе секатором. На самом деле все должно быть математически просчитано. Толщину лозы в миллиметрах делим на 2 и прибавляем 1. Результат и есть количество глазков, которые растение сможет прокормить. Конечно, с учетом возраста куста и предыдущего урожая.

Если оставить больше почек, то заложится огромное количество побегов и гроздей. И ягода в итоге будет мелкой и кислой.


Чеслава Лимановского мы застали дома, на винограднике — проводил чеканку.

— Все побеги выше уровня поднятой руки безжалостно срезаю, — говорит он. — Иначе они заберут все питание на свой нескончаемый рост, а гроздь так и не вызреет.

Кусты как на промышленном винограднике, так и на его участке сформированы в виде четырехрукавного горизонтального кордона. И лоза вызревает, и гроздям солнца хватает. Тот же «Талисман» дает по 50 кг ягод с куста.

У выращиваемой по законам природы лозы свои надежные механизмы защиты. Впрочем, как и у любой другой культуры.

Лимановский даже провел небольшой урок, наглядно доказав пользу безотвальной и минимальной обработки почвы. О ней еще в 1900 году говорил И. Е. Овсинский — первый русский ученый-агроном, показавший ненужность плуга.

Дождь под… ногами

В почве содержится очень много питательных веществ, правда, в неусвояемой для растений форме. Многие считают, что обработкой грунта (и чем глубже, тем лучше) можно их доступность увеличить. Отчасти это так. Но только мелким поверхностным (не глубже 5 см) рыхлением.

Чтобы в почве, богатой микроэлементами, началось образование питательных веществ, она еще должна быть влажной. А если дожди большая редкость?

Оказывается, почва и сама может великолепно справиться с поливом. Надо лишь, чтобы она была… рыхлой: без кислорода и микроорганизмов разложение органики невозможно.

Если каналы, образованные почвенными животными и корнями растений, не разрушены, то в них проникает влажный воздух и там же конденсируется. И чем глубже каналы, тем больше влаги.

Образование росы всегда зависит от технологии обработки почвы. При неглубокой пахоте подземная роса не выпадает, только при поверхностной (не глубже 5 см) обработке. А если почва еще и замульчирована, то росы и еще больше.

Глубокая вспашка разрушает созданные разлагающимися корнями и дождевыми червями каналы и растирает почву в порошок, которая после первого хорошего дождя засыхает и растрескивается, как кирпич.

Большую ошибку совершают те, кто старается компост или перегной прикопать как можно глубже. Зачастую пожнивные остатки, крупные корни растений и куски навоза годами лежат на глубине, не разлагаясь.

Причина — плохая аэрация грунта, вызванная чаще всего почвенной коркой. Да и бактериям, разлагающим органику, банально не хватает кислорода.

Глубокая вспашка нарушает естественный плодородный слой. Она перемещает органические остатки вглубь почвы, где очень мало кислорода. Из-за этого они и не разлагаются в почве.

— Что такое подземная ирригация? — задает вопрос Чеслав Михайлович и сам же на него отвечает. — Это конденсация влаги, содержащейся в воздухе. И такое возможно только тогда, когда температура почвы ниже температуры воздуха. Здесь может помочь мульчирование: оно существенно увеличивает образование росы. Наглядный пример — лес, где укрытая листвой и иглицей почва обильно конденсирует влагу. Глубокая же вспашка уничтожает капиллярность (а вместе с ней и рыхлость почвы). Да и полезные бактерии перемещаются в бескислородные слои, в которых им вообще не выжить.

В воздухе всегда содержится определенное количество влаги. В теплом (!) дневном ее намного больше, чем в холодном. Обратите внимание на таблицу. Проникая в более глубокие слои почвы, он осаждает значительное количество росы. Это и есть дождь у нас под ногами. Причем не взирая на жару.


Разница между температурой воздуха и грунта летом может доходить до 12 градусов и больше, что вполне гарантирует осаждение росы. Ее образование во время засухи объясняется тем, что теплый, содержащий в себе водяные пары воздух охлаждается в более глубоких и более холодных слоях почвы, обогащая ее влагой.

Глубокая же вспашка уничтожает капиллярность почвы и тем самым делает невозможным продуктивное использование каналов, образованных почвенными животными и корневой системой однолетних культур.

— Вывод очевиден, — подводит черту Чеслав Михайлович. — И без дождя растения могут получать нужное количество влаги и питания, если неглубоко (но постоянно!) рыхлить самый верхний слой почвы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter