Жители пуховичской деревни просят вернуть им озеро

Виды на местную достопримечательность

C наведывающимися то и дело начальством и журналистами по очередному обращению жители и дачники из деревни Берчуки Пуховичского района предпочитают общаться на мостике. Именно на этом месте и началась заваруха, о которой «СБ» писала в материале «Озеро пустили в расход» (номер за 21 июня 2014 года). Мелиораторы, ссылаясь на нужды сельского хозяйства, отрегулировали находящийся здесь шлюз — и живописнейшее озеро, местная достопримечательность, превратилось в лужицу. Спустя год страсти не улеглись: «Овчинка выделки не стоила, получилось ни себе ни людям, верните нам наш водоем!»

Из колодцев деревни Берчуки вода ушла...

Корреспонденты «СБ» в очередной раз выехали на место...

...С «первой береговой линии» Берчуков — когда–то самого «козырного» места — открывается показательный вид на бурьян. Вместо озера — узкая речушка Гребенка. Населенный пункт, который благодаря наличию красивейшей зоны отдыха возродился как перспективный дачный массив, вновь превращается в типичное захолустье на отшибе района. Местные старожилы и осевшие здесь дачники встречают нас на мосту. Полтора десятка человек говорят наперебой.

— Колодцы пустые! Вода ушла. Десять ведер вычерпаешь — и два дня ждать.

— Экология нарушена! Живность пропала — утки и лебеди, ондатры и бобры, рыба...

— У нас вон сколько соток в деревне не используется, забирайте все, отдайте озеро! Подписи соберем. Привлечем людей из ближайших деревень и Минска, кто сюда отдыхать приезжал...



Подписи собирали уже не раз. В моих руках переписка. Ответ, как правило, приходится держать специалистам Пуховичского райисполкома. Делегация из Марьиной Горки приехала на встречу с жителями деревни Берчуки и нынче. Слушаю их доводы и понимаю: этой головной боли, этого конфликта с местными избежать они пытались. Сейчас же, по сути, выступают в роли стрелочников. Позиция сельсовета, местных мелиораторов, личное мнение одного из руководителей района, с кем нам удалось пообщаться, — им это озеро никоим образом не мешало.

— Хотя эта история начиналась еще в 2013–м. Еще тогда нас просили спустить воду — правда, в устной форме. Мы отказывались, предвидя реакцию граждан, пока это не будет приказано документально. Письменное решение генерального директора «Минскмелиоводхоза» произвести открытие шлюза пришло, — вспоминает главный инженер Пуховичского ПМС Виталий Суханов.

Пожалуй, эта проблема не встала бы ребром, если бы та сторона реки Гребенка не пришла бы в такое запустение. Отличной иллюстрацией того, что мелиорацию провели не зря, была бы, к примеру, колосящаяся рожь. Кто должен наводить порядок на земле? Вместе с сотрудниками землеустроительной службы Пуховичского райисполкома разворачиваем карту. Соотносим нанесенное на ней с увиденным в Берчуках.

Год назад на этом месте было озеро, сейчас — заросли.

— Вообще–то на карте и озера–то нет. Вот посмотрите, вместо него обозначены топи, — показывает заместитель начальника службы Валентина Шарая. — Обозначенные вами земли принадлежат фермеру Вячеславу Суднеко. Чуть поодаль — владения ОАО «Рапс» Минского района, левее — площади экспериментальной базы «Зазерье» Пуховичского.

Где именно проходит граница, впрочем, легко разобраться самому. «Рапс» засеял свои площади зерновыми, «Зазерье» — кукурузой. Фермер где–то вдалеке посадил картошку. Именно ему, считают в «Минскмелиоводхозе», и решать эту проблему. Полностью освоить «подарок» мелиораторов — вновь обретенные земли — Суднеко не смог. Не потянул. И немудрено: пытавшийся пробраться на эту территорию за пару дней до нашего приезда трактор увяз в болоте — деревенские специально сделали фотографии... Позиция Вячеслава Суднеко, высказанная в разговоре с председателем Пережирского сельисполкома Еленой Зубович и поддержавшим сельчан депутатом Минского областного Совета депутатов по Свислочскому избирательному округу Валерием Мулярчиком, такова: о своих действиях мелиораторы его даже не предупредили. По сути, оказали медвежью услугу. Подсохли посевы. Погибла рыба. Если будет принято решение вернуть озеро, готов зарыбить его еще раз.

— Это реально? — прозвучал вопрос на встрече с руководством «Минскмелиоводхоза», на которую вместе с Валерием Мулярчиком отправились и корреспонденты «СБ».

Другого ответа, кроме категоричного «нет», в принципе, и не ожидали. Это было бы все равно, что признаться: деньги потрачены впустую. Тем более что на свою чашу весов мелиораторы кладут разумные аргументы:

— Сельхозугодия Минского района увеличились на 162 гектара, Пуховичского — на 116. Пять гектаров у деревни Берчуки, о которых идет речь, словно бельмо на глазу. Хотя и их можно без проблем освоить. Эти земли — улучшенные, там отличные сенокосы.

Только зачем, усмехаются жители Берчуков, сено в деревне, где и осталось всего–то около десяти коров...

Значит, нужно искать компромиссы. Их мы за час общения проработали несколько.

— Можно полностью спустить воду в реке. На время, естественно, чтобы затем без особых усилий выкосить этот бурьян, — предлагают мелиораторы. — Процесс займет недели две–три. Правда, решение сиюминутное. Время от времени эту процедуру нужно будет повторять. Территория, в принципе, может перестать зарастать и сама. В течение ближайших двух–трех лет мелиорацию доведем до конца — в частности, проложим новый канал. Раньше нельзя — такова технология.

Пожалуй, самая интересная, но дорогая и сложновыполнимая с точки зрения законодательства альтернатива: выкопать на месте, где было озеро, неподалеку от мостика пруд–копань. Цена вопроса, по предварительным подсчетам, не менее 50 тысяч у.е. Проблема в другом: как получить добро на изъятие земли сельскохозяйственного назначения?.. Впрочем, все варианты, думается, мелиораторы должны обсуждать в первую очередь с местными жителями и другими заинтересованными инстанциями, без утайки рассказывая обо всех плюсах, минусах и подводных камнях. И такая встреча, нам пообещали, все же состоится.

deu@sb.by

Советская Белоруссия № 156 (24786). Вторник, 18 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter