85-летие со дня основания празднует РУП «Институт «Белжелдорпроект»

Видение четких решений

Каким будет новый объект Белорусской железной дороги? Какие технологические инновации намерены воплотить и представить специалисты? За 85 лет команда РУП «Институт «Белжелдорпроект» на высоком уровне реализовала сотни инженерных планов с использованием нестандартных технологических решений. Каким институт был на старте и какие задачи решает сегодня?


В 2020 году РУП «Институт «Белжелдорпроект» вручили Премию Правительства Республики Беларусь за достижения в обла­сти качества, внедрение инновационных технологий и достижения в сфере менеджмента.

Современное предприятие с высокопрофессио-нальной управленческой и исполнительной командой — вот что прежде всего определяет эту организацию.


— Мы остаемся головной компанией в области проектирования объектов транспортной инфраструктуры Белорусской железной дороги. И вполне успешно работаем как на отечественном, так и на зарубежном рынке, — делится директор РУП «Институт ­«Белжелдорпроект» Александр Музок. — Накопленный многолетний опыт позволяет оперативно выполнять задачи любой сложности, связанные с электрификацией, организацией скоростного движения поездов, модернизацией систем автоматики, телемеханики и связи, объектами промышленного и гражданского строительства, созданием новых производств и транспортно-логистических терминалов… Среди тех, с которыми справились на отлично, электрификация участков Гомель — Осиповичи, Жлобин — Калинковичи, Молодечно — Гудогай, создание проектов микропроцессорной централизации Гомельского и Жлобинского железнодорожных узлов, транспортно-логистических терминалов в Минском районе и Бресте, Осиповичского вагоностроительного завода.

Отдельное внимание заслуживает создание проекта Центра управления перевозками БЖД. Это нестандартное архитектурное решение — девятиэтажное здание с впечатляющим «ломаным» стеклянным фасадом. В нем находится современный цифровой технологический комплекс, обеспечивающий перевозки по территории страны. Предусмотрено и внедрение современных разработок, в частности технологии диспетчерской и микропроцессорной централизации, что позволяет персоналу удаленно управлять движением поездов и контролировать инфраструктуру Белорусской железной дороги.

Главный инженер проекта Евгений Шурпо.

Значимой задачей стала и модернизация Минского завода гражданской авиации № 407, который перенесен с улицы Аэродромной в столице на территорию Национального аэропорта Минск. Теперь это новый высокотехнологичный центр техобслуживания, рассчитанный в том числе на ремонт крупных самолетов — Boeing, CRG и Airbus. Показательный пример того, как проектировщики выполняют задачи, не связанные с запросами железной дороги, расширяя спектр компетенций института.

Сейчас, например, сотрудничают с такими заказчиками, как Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, ПО «Белоруснефть», Минский метрополитен, ОАО «Нафтан», завод «Полимир», РУП «Белтаможсервис» и другими. При этом не стремятся конкурировать с коллегами в других видах проектирования: предпочитают иметь экспертный уровень в своей нише.
Инженер Надежда Лачугина, ведущие инженеры Ольга Мороз и Светлана Шульгина.

С каждым годом компания осваивает все более сложные задачи, что требует обращения к новейшим методам и системам проектирования. Это не толь­ко повышает эффективность, но и делает работу более интересной. Один из примеров — внедрение BIM-технологии (Building Information Model). По сути, это информационная модель, в которую интегрировано буквально все: дизайн, инженерия, коммуникации и окружающая среда, экономика и этапы строительства.

— BIM-процесс оптимален, облегчает общение между заказчиком и подрядчиком, делает командную работу эффективнее, — поясняет Александр Петрович. — 3D-модель позволяет еще на старте детально проанализировать инженерный замысел, воспроизвести процесс строительства, найти слабые звенья и устранить их на стадии проекта, чтобы во время возведения объекта минимально вносить изменения, исправляя недочеты.

Главный специалист отдела связи Дмитрий Балахонов, инженеры Оксана Арапова и Ирина Рубцова, начальник отдела Максим Науменко.

Чтобы создать точную модель участка проектирования в 2D и 3D, специалисты используют для аэрофотосъемки промышленные беспилотные летательные аппараты. Технология помогает оцифровать местность и получить ортофотоплан — кадр с высоким разрешением и точностью в системе координат. Далее при необходимости данные дополняют характеристиками каждого объекта инфраструктуры и подземными коммуникациями на основании исполнительных съемок или фактических изысканий.

На место каждого элемента — стрелки, светофора, путевой коробки, опоры контактной сети и других — устанавливается блок данных, позволяющий их идентифицировать: точные координаты, тип устройства, наименование, габариты и другие характеристики для учета. При изменении положения объектов есть возможность оперативно и достоверно скорректировать существующую модель и рабочую документацию.

Центр управления перевозками (ЦУП) Белорусской железной дороги.

В 2023‑м у института были сформированы заказы на разработку более 200 значимых про­ектов. Один из самых крупных и знаковых связан с созданием железнодорожного пути, который соединит Национальный аэропорт Минск и железнодорожную станцию Минск-Пассажирский. Помимо дороги и электрификации к ней, тяговой подстанции и СЦБ, в этом месте создадут новые мосты и путепроводы. К концу года, по словам специалистов, проект должен завершиться и пройти государственную экспертизу.

— У нас достаточно ресурсов и компетенций, чтобы решить эту непростую задачу, к которой приковано пристальное внимание общественности, — продолжает директор. — Опыт команды, глубокая аналитика и творческое мышление наших проектировщиков тому гарантия. Есть расхожее мнение, что проект — это черновик будущего. На мой взгляд, это четкий план, подробное руководство. Талант проектировщика заключается в том, чтобы увидеть и представить то, чего еще не существует, осознавая при этом масштабность задачи, учитывая множество нюансов.

Электрификация Белорусской железной дороги.

Белжелдорпроект всегда ценил прогресс и развитие, персональный вклад и совместные достижения. Поэтому институт остается интересным для молодых кадров, перспективных сотрудников, которые не боятся нажимать на кнопки — активно интересуются новыми технологиями, без которых нет современного уровня проектирования.

ДОСЬЕ

«СБ»В 1938 году в Гомеле на базе Всесоюзного объединения по изысканиям и проектированию на железнодорожном транспорте создали предприятие «Дорпроект» численностью 28 человек, которые без раскачки принялись за работу. Главной целью стало развитие инфраструктуры Белорусской железной дороги, а первыми успешными проектами — «Развитие станции Калинковичи», «Здание технической конторы станции Могилев», «Водоснабжение станции Унеча». В Великую Отечественную войну часть коллектива отправилась на фронт, другая в составе проектных формирований готовила техническую документацию на строительство новых и восстановление разрушенных транспортных коммуникаций страны. В послевоенное время — 1946 — 1955 годы — специалисты предприятия разработали более 2550 проектов.

Минский завод гражданской авиации № 407.

УНП 100034460
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter