Вера ON AIR: как мы превратили простую школьницу в радиоведущую

Вера on air

Гомельчанке Вере Анпилоговой всего 11 лет. Жизнь, как у многих сверстниц: школа, подружки, соцсети. В свободное время обожает слушать радио, участвовать в конкурсах и смеяться над шутками диджеев. Но есть у девочки одна заветная мечта — однажды самой оказаться возле микрофона и в прямом эфире обратиться к слушателям. До момента, когда Вера сможет официально претендовать на должность радиоведущей, не один год, но оказаться в эфире мы помогли мечтательнице уже сейчас. 

Скороговорки с чувством

Услышав, что ее мечта может стать явью, Вера вдруг заволновалась:

— А если я не справлюсь? Там же нужно красиво говорить!

Отличная речь, превосходная дикция, задор и огромный словарный запас — без этого, конечно, к радиомикрофону не подойдешь. Поэтому для начала мы устроили для Веры экспресс-курсы. Доброе дело, конечно, не сделать без помощи хороших людей. Первой феей-крестной для девочки становится Джемма Брайт — известный радиодиджей, музыкант и автор проекта «Говори легко!». Джемма учит и взрослых, и детей правильно открывать рот, извлекать красивые звуки и, главное, не бояться общения.


Вера оказалась способной ученицей.

Для начала комплекс упражнений на дыхание. 

— Давай медленно выдыхать звук «с-с-с», пока хватит воздуха в легких. 

Протянуть несколько десятков секунд, как демонстрирует педагог, у Веры получается не сразу.

— Я уже давно выдохлась!

— А теперь представь, что во рту горячая картошка и ты часто-часто выдыхаешь, пытаясь ее остудить.

Потом ученицу Джемма приглашает к фортепиано. Под музыку можно учиться не только петь, но и говорить:

— Давай помычим, как корова, у которой заклеен рот. 

Звук под ноты становится то выше, то ниже. Следом очередь скороговорок, причем просто произнести их — мало, нужно донести до слушателей разные эмоции.

— Шла Саша по шоссе! — «ругается» будущая радиоведущая и тут же начинает «сомневаться». — Бы-ы-ык тупогу-у-уб? Тупогу-у-убеньский бычо-о-ок?

Когда наконец начинают прорываться взрослые звонкие интонации, мы даже аплодируем усердной девочке. Час занятий пролетает мгновенно, но Вера измотана. Оказывается, просто говорить — тоже тяжелая работа!

Первым делом включи фонарь!

После небольшого курса обу­чения отправляемся в знаменитое здание под телевышкой — на улице Пушкина располагается телерадиокомпания «Гомель». Отсюда вот уже почти пару десятков лет на волне 101,3 вещает «Гомель FM» — крупнейшая и самая первая региональная станция в Гомельской области. Современные треки, хит-парады, музобзоры, утренние, дневные и вечерние прямые эфиры от самых задорных диджеев, серьезные новостные выпуски и репортажи — здесь точно знают, как делать радио.

Вход по пропускам. Объект стратегически важный, потому просто так сюда не попасть. Диджей прямого эфира Катя Календо встречает нас с Верой у поста охраны и начинает экскурсию. По коридорам снуют люди: здесь же работают телевизионщики, создавая телеканал «Беларусь 4», выходит в эфир еще одна радиостанция — «Гомель Плюс», которая позволяет поностальгировать под хиты прошлых лет. Катя ведет нас в студию звукозаписи. 

— Здесь делается все: создаются креативные рекламные ролики, придумывается оригинальное музыкальное оформление, записываются информационные передачи.

Вере освобождают самое главное место — возле микрофона. В руки выдают распечатку с текстом «Несекретных материалов» — передача про курьезные и занимательные мировые события. Несколько раз текст стажерка читает вместе с Катей и получает пару советов:


— Держи интонацию до самой последней точки, не позволяй голосу угасать. Не страшно, если ошибешься. Просто начинай предложение заново. Наши звукорежиссеры вырежут ненужное.

Звукорежиссер Артем Васильков тут же согласно машет из-за своего стола и добавляет:

— Знаешь, что нужно сделать первым делом, садясь у микрофона? Включить фонарь.

Вера щелкает абсолютно обычным выключателем. На первый взгляд ничего не происходит, но на самом деле над дверью студии загорается красная лампа с надписью «Не входить» — гарант того, что тебя никто не побеспокоит во время записи.

— В студии Вера Анпилогова, здравствуйте! — начинает девочка и тут же заливается восторженным смехом. — Это так классно!.. В Европу первые духи попали вовсе не для людей. Они были предназначены для изделий из кожи.

Ошибок Вера почти не допустила и в награду получила флешку со своей первой студийной записью.

В эфире Вера

Строгое требование выключить телефон — и наконец Вера попадает в святая святых, студию прямого эфира. Несколько мониторов, микрофонов, усеянный фейдерами диджейский пульт, камера, передающая картинку из студии онлайн. На лице девочки восторг и тут же... небольшое разочарование:

— Я думала, здесь все больше.

Завотделом заказных программ радио и знаменитый гомельский диджей Татьяна Ушакова смеется:

— Нам места хватает! Главное, что есть хорошая команда.

Хорошая команда как раз в творческом процессе. Новостник Сергей Негеревич готовит интервью на следующий эфир, его коллега Анастасия Кучинская уже подсаживается к микрофону, чтобы рассказать о свежих событиях. Вера жадно впитывает каждое слово: от конкурса стартапов до анонса спортивных матчей. Таня уводит микрофоны (тут же начинает звучать следующий трек) и проводит для юной стажерки небольшой ликбез:

— Весь эфир радио — вот эта компьютерная программа. Сюда мы загружаем плей-лист, распределяем его по каждому часу, добавляем рекламу, нужные джинглы и перебивки. Те программы, что идут в записи от звукорежиссера, попадают в нашу сеть, а на месте в программу их добавляю я. Моя задача также выводить коллег с выпусками в прямой эфир, как сейчас было с Настей. Ну и, конечно, говорить в микрофон самой.

Работа диджея не просто болтовня ни о чем. Подготовить план эфира нужно заранее, но строго по бумажке никто не читает. Оn air нужно уметь импровизировать, создавать ощущение общения со слушателем и развлекать, несмотря ни на что.

Мечта сбылась — Вера в прямом эфире.

— Мы тоже простые люди, у каждого свои проблемы, трудности, плохое настроение или самочувствие. В эфире этого не должно быть слышно!

Таня выдает Вере наушники, в которых слышно все, что идет в эфир, пододвигает микрофон:

— Минутная готовность до исполнения мечты! 

60 секунд, судя по округлившимся, но счастливым глазам девочки, пролетают мгновенно. Таня рассказала о нашем проекте, представила гостью — и Веру будто подменили: она смеялась, шутила и даже спела свою любимую песню — «Витаминка» Тимы Белорусских. К концу эфира Таня Ушакова попросила временную коллегу поделиться впечатлениями. Вера была по-детски откровенна:

— Я думала, тут просто кнопка: нажимаешь — и говоришь!

Таня рассмеялась:

— Да так оно и происходит, просто кнопок много. Вот ты уже в эфире. Ты успела понять, что нужно, чтобы стать радиоведущим? 

— Надо уметь быстро говорить, на кнопки нажимать, «передвигать» голос, чтобы был громче или тише. Надо уметь хорошо читать и писать, знать все песни.

— Сейчас ты диджей. Что бы ты хотела пожелать своим слушателям?

— Хорошего настроения и чтобы они были супер!

— Отлично! Подрастай и приходи к нам работать! 

Уже когда в эфире полились песни, а микрофоны были выключены, Вера бросилась обнимать всех, кто исполнил еще маленькую, но очень важную мечту. Напоследок несколько фото, чтобы залить в соцсети и показать подружкам, а в душе теплое воспоминание о пяти минутах радийной славы. Вполне вероятно, что на волне 101,3 FM через несколько лет снова раздастся: «В студии Вера Анпилогова, здравствуйте!»

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter