ВелосиБЕД

От любви до ненависти... От уважения до раздражения... В общем, раньше я лучше относилась к велосипедистам...
От любви до ненависти... От уважения до раздражения... В общем, раньше я лучше относилась к велосипедистам. Намного.

Лет пятнадцать назад я купила себе красивый красный велосипед. Продавец проинструктировал: если ездить на низких передачах — ноги будут худеть, с переходом на высокие обороты добавится объем в мышцах. Я крутила на всех подряд. По проспекту и паркам, мимо озера и реки, по кольцевой и во дворах. Парни на дружественном шиномонтаже выходили навстречу с насосом. Колеса раздувались от гордости и счастья. И я снова крутила педали, не жалея шин. Не могу сказать, что я была на дорогах города одна. Но нас было немного.

Оттого ли, что это про меня. Или это оттого и про меня... Но велосипедисты мне всегда казались хорошими людьми. Автолюбители могли нахамить, подрезать, подпереть на парковке и еще как–нибудь проявить свои мрачные качества. А велики! Они... Мы — классные. Во всех смыслах и во всех странах.

В Европе берешь велик напрокат — и прогулка по Риму, Парижу, Мадриду приобретает какой–то особый шарм. Падают в корзинку покупки, теплый ветер растреплет волосы, и ты будто летишь над землей, наблюдая, как старушка тащит пуделя, мамаша вытирает рот карапузу, девушка спешит, парни хохочут. Прогулка на велосипеде всегда напоминала мне поход в кино. Кадры сменяют друг друга динамично. Не то что в обычной жизни.

Кручу, кручу, кручу педали, кручу!

Все, что происходит вокруг велосипедов, — прогрессивно. Велокафе, велокальянные, велопати. Сами велосипеды год от года становятся все красивее и обрастают невероятными опциями. Тот мой красный я давным–давно продала и все теперь хожу — присматриваюсь к новым моделям. Может, оттого, что долго хожу, во мне укрепилось чувство принадлежности к другому лагерю. Невелосипедистов. И я все чаще возмущаюсь поведением людей на велосипедах. Буквально на днях в очередной раз столкнулась с ужасной, но невообразимо популярной ситуацией, когда, будучи за рулем автомобиля, въезжаешь на нерегулируемый пешеходный переход, который мгновение назад был абсолютно свободен от пешеходов, и вдруг откуда ни возьмись прямо под колеса машины на полных парах вылетают подростки–велосипедисты. Минимальная скорость автомобиля, мгновенная реакция, безупречность тормозной системы... Нужно было много хороших обстоятельств, чтобы не испортить себе и парням жизнь. Обычно в этих ситуациях нам везет. И в этот раз пронесло. Но у меня дрожат руки, а парни с хохотом умчались. «Какого черта!» — вырывается. Ну почему я должна вместо того, чтобы сосредоточиться на дороге, озираться по сторонам, пытаясь высмотреть велосипедиста и предугадать его намерения.

Другая ситуация. Проспект Независимости в районе Детской железной дороги. Плачет ребенок, ругается мама. На них только что чуть не наехал разогнавшийся веломан. Он затормозил перед самой коляской. Малыш испугался. Опять повезло.

А вот повезло чуть меньше. Та же ситуация с пешеходным переходом, на который на полной скорости выезжает велосипедист. В этот момент он разговаривает по мобильному телефону. Колесо велосипеда попадает в неровность асфальта, парень валится кубарем прямо под ноги пешеходам, велосипед улетает под колеса стоящего у черты автомобиля и царапает бампер.

— Слава богу, сам–то цел!

Повезло парню, добрый автомобилист попался. Он быстрее хватает велик и мчится дальше.

Немцы, у которых с правилами всегда полный порядок, сами долгое время не могли разобраться, обязаны ли водители машин пропускать велосипедистов, если те пересекают улицу по «зебре», то есть по нерегулируемому пешеходному переходу. Сейчас по этому вопросу у служителей Фемиды в Германии сложилось единое и очень хитрое мнение. Если велосипедист двигается по «зебре» на сиденье и/или крутит педали, то он преимуществом перед автомобилями не обладает. Если он катит велосипед, то является пешеходом, то есть водители обязаны его пропустить. Чтобы стать пешеходом, ему достаточно, оставаясь на велосипеде, подняться с сиденья и одной ногой отталкиваться об асфальт, другая же может оставаться на педали. Вот какие тонкости немецкого правосудия. Камеры фиксируют правонарушения и высылают штрафы. За пользование мобильным телефоном во время движения на велосипеде — 25 евро. Езда по тротуару и пешеходной зоне со скоростью более чем пошаговой — 15 евро. Создание препятствия пешеходам при их движении по пешеходной дорожке — 40 евро. Пересечение дороги на желтый или красный сигнал светофора — 100 евро. Отсутствуют или неисправны тормоз, звонок или светоотражатель — 15 евро. Все эти штрафы действительны, если нарушения не повлекли за собой никаких последствий. Если были спровоцированы авария или наезд на пешехода, штраф будет в разы большим.

В нашей стране ГАИ для автолюбителей, как небо для пилотов, — ошибок не прощает. Садясь за руль, я взяла за правило не нарушать ПДД. Так оно быстрее и спокойнее. И при всей моей любви к велосипедистам хотелось бы, чтобы и для них на улицах города действовали четкие законы.

А вообще — красиво. Когда вечером люди высыпают на улицы с великами. Минск уже действительно напоминает современный европейский город. А в каждом крупном городе знают: чем больше участников дорожного движения, тем четче должна работать система контроля.

Советская Белоруссия №152 (24289). Пятница, 16 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter