Веломания

Лето — рай для велосипедистов...

Лето — рай для велосипедистов. Сезон в разгаре, и апологеты двухколесного транспорта не устают крутить педали. Ныне, пожалуй, и не счесть велотуров, междугородных и международных пробегов, различных слетов, соревнований — реклама велосипедных акций выглядит броско и притягательно, аргументы в пользу «байка» видятся неоспоримыми. Как тут не загореться почти массовым увлечением? Вот и один из авторов «Спор–площадки» не прочь присоединиться в ближайший уик–энд к спешащей на природу колонне «всадников», приветствует он и рост числа велосипедистов. Но подобно владельцу велика, неожиданно наталкивающемуся на высокий бордюр, наш энтузиаст встречает препятствие в лице своего извечного оппонента. «Осторожно: эпидемия!» — таков основной посыл противника велосипедного бума. Итак, спорщики попытаются сегодня, каждый по–своему, разобрать двухколесный аппарат на запчасти. А читателей просим проследить за процессом и вынести свой вердикт. Удобнее и быстрее всего сделать это на редакционном сайте. Ждем откликов и по почте!


Против


По ком скрипит потертое седло?


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, пешеход–антиэпидемиолог:


— Прекрасный спортивный снаряд — велосипед! Всем тренажерам тренажер! Велоспорт во всех его ипостасях — безусловный позитив! Лично я готов слагать гимны в честь участников «Джиро д’Италия» и «Тур де Франс». Но восторгаться нынешней городской веломанией? Совесть не позволяет. Потому проведу параллель с футболом, хоккеем и теннисом. Ведь мячи, шайбы, клюшки, ракетки — такие же культовые спортивные аксессуары, как и «байки». Футболисты и хоккеисты, мастера корта не менее популярны, чем атлеты в майках лидеров, но почему–то ни форварды, ни голкиперы, ни ребята, мечтающие об Уимблдоне, не проявляют такой агрессии, как любители вело. Виртуозы кожаного мяча дриблингуют на специальных полях, совсем не мешая случайным прохожим. Шайбисты, не претендуя на центральные площади и проспекты, делят вожделенный лед в спорткомплексах. И ракетками перед нашими лицами посреди города никто пока не машет. Каждому виду спорта — свое место. Но почему тогда именно фанаты рамы и руля с клаксоном так активно пытаются отвоевать себе улицу за улицей, дорогу за дорогой? Откуда такая агрессия в требованиях массового оборудования велодорожек и велопарковок? И вообще, где они раньше были, когда деревья были большими, а автомобили — только маленькими «копейками» и «Запорожцами»? Пока двухколесные всадники не слыхали о евромоде на «байки», пока не развернулись местные продавцы горных и шоссейных агрегатов, юноши и девушки забрасывали свои детские «Аисты» ржаветь в подвал. Дескать, повзрослели, не до игрушек. А теперь — очнулись! Но не поздно ли? Город уже давно захвачен автомобилистами, наступают скутеристы, парни на мощных «Сузуки» и «Харлеях». И сейчас от количества желтых жирных полос у бордюров ничего не зависит. В прямом и переносном смысле велосипедисты остались на обочине.


Меня всегда поражают призывы сделать город чище, решить транспортную проблему за счет тотальной велосипедизации. Причем зачастую лозунги звучат из уст номенклатурных спецов. Что ж, пусть покажут пример. И не разовый, перед объективами папарацци, а будничный. Слабо? Во–первых, не всем чиновникам здоровье и физподготовка позволят ежедневно наматывать километры по большому городу, во–вторых, дресс–код офисного работника и форма спортсмена — вещи с разных планет, в–третьих, не в каждой конторе есть душ, так что не те ароматы после рейдов будут стоять. И еще не всякая погода располагает к подобным моционам: мы, Роман, живем в северной стране, не в Ханое и Гонконге, и не забываем об этом даже летом.


У каждого велосипедиста — длинный список проблем. Пока мало им дорожек и парковок. Водители унижают на дорогах. Пешеходы ворчат и норовят под колеса. Собаки лают и кусают. Воришки доводят до паранойи. Просьбами прокатиться до «гастрика» достает шпана. Укротители педалей — источник всеобщего раздражения. Скажешь, где справедливость? Объясню старым анекдотом. На сдаче экзамена по ПДД экзаменатор спрашивает у курсанта автошколы: «Вот перекресток, вот ваша машина, вот грузовик, вот трамвай. Кто проедет перекресток первым?» Экзаменуемый: «Велосипедист!» — «Да нет здесь никакого велосипедиста! Вот ваша машина, вот грузовик, вот трамвай. Кто проедет перекресток первым?» Экзаменуемый (немного подумав): «Велосипедист!» Экзаменатор: «Да откуда он тут взялся, этот велосипедист твой?!!» — «Да хрен его знает, откуда они берутся!»


Шутки шутками, но почитай хронику ГАИ и убедишься: летом ДТП с участием веломанов становится угрожающе больше. Инспектора сетуют: любители двухколесного транспорта часто пренебрегают правилами безопасности и провоцируют аварии. Самые частые ошибки — «покатушки» по проезжей части при наличии тротуара, езда по «встречке». А где сигналы при маневрах, где фликеры? Многие так и не могут ответить на элементарные вопросы офицера с жезлом. Да им и «по барабану» — они же следуют «европейским трендам»! Проводят время в скандинавском, голландском стиле. Ты тоже так думаешь? А может, задумаешься не о моде (которую, кстати, искусственно провоцируют производители импортных великов), а о здоровье? Знаешь ли ты, что веловояжи по городу из–за смога, бензиновых паров плохо сказываются на легких? Это почти то же самое, что курить при ходьбе. Дыхание становится глубже, и всяческая гадость впитывается в любителя физической активности гораздо сильнее.


А есть еще исследования медиков, открывающие взаимосвязь между фанатичным увлечением «байками» и мужскими болезнями. Оказывается, седла нужно с учетом анатомии подбирать. Да и не только седла, ведь модный велосипед — набор аксессуаров, механизмов, гламурная экипировка. Приобретение, уход, тюнинг отнимут у тебя много нервов, сил, времени и сделают пробоину в бюджетном корабле. И чем больший километраж ты намотаешь по Минску и окрестностям, тем меньше будешь думать о семье и рабочих обязанностях. Тебя затянет похлеще, чем штанину в зубья велосипедной «звездочки». Засосет, как засосало многих жертв веломании.


За


Крути педали!


Роман РУДЬ, двухколесный мечтатель:


— Да не сравнивай ты велосипед с клюшкой! Твоя попытка выдать его всего лишь за спортивный снаряд не удалась: оборудование для спорта — это велотренажер, который у меня возле дивана стоит, худеть помогает. А вот велосипед — это транспорт, и свести его значение к банальной физкультуре не выйдет. Хотя многим очень хочется... Автомобилисты, например, спят и видят, что в один прекрасный день всех владельцев двухколесных агрегатов обяжут кататься лишь на закрытых велодромах. То–то вздохнется свободнее водителям железных коробчонок: можно без опаски ехать по первой полосе! Вот и вся их нехитрая выгода. На эту мечту, кстати, можно выдвинуть резонное контрпредложение: а давайте всем автолюбителям предпишем двигаться лишь по специально оборудованным трассам за городом. Или только по кольцевой. Хочешь получить удовольствие от вождения — марш на МКАД, сделал пару кругов, насладился скоростью — и баиньки. А в город не смей, выхлопам там не место — на минских улицах царят безвредные троллейбусы, стремительное метро и экологичные велосипеды. Эх, мечты... Впрочем, они постепенно осуществятся.


Противники велосипеда как транспорта тяжело больны эгоизмом. Их раздирает мучительное противоречие: как жить в обществе и в то же время быть свободным от обстоятельств, диктуемых густонаселенным городом. Они покупают квартиры на центральных проспектах — а потом жалуются на шум за окном. Выезжают на запруженные улицы в час пик — и ноют о пробках. Не хотят ни с кем делить дорожное пространство — и яростно протестуют против двухколесных «конкурентов». Невозможно быть одиноким в толпе, приходится мириться с чужими желаниями. Или съезжать на хутор, где никакие велосипедисты не помешают разъезжать хоть на лошади. Свобода! Лети, кобылица, и рви ковыль!


А вот в Минске будущее — за нехитрым механизмом с педалями. Об этом говорит и генплан развития города. Согласно ему, ты вдумайся, до 2015 года велодорожки должны быть построены во всех ландшафтно–рекреационных зонах, а также в районах массового жилищного строительства. А к 2030 году, мы с тобой еще доживем, предполагается завершить формирование велосипедной инфраструктуры на всей территории города и пригородного окружения. Предполагается, что к этому времени появятся маршруты, по которым минчане на велосипедах смогут передвигаться от дома на работу и в места отдыха.


Думаю, для тебя эти планы — открытие. Мол, настолько убедительно вся нынешняя городская среда восстает против массированной велосипедизации, а тут на тебе — оказывается, из Минска планируют сделать второй Амстердам, только без каналов и марихуаны. Объясню, почему, на мой взгляд, возник этот проект.


Видимо, его составляли умные люди, умеющие считать. Они учли бурный рост числа автомобилей и прикинули, что городские улицы нельзя расширять беспредельно. И так уже замечательный газон посреди проспекта Пушкина срезали, добавив по полосе движения в каждую сторону. Они, эти умные люди, подсчитали, во сколько обойдутся новые транспортные развязки, которые позволят хоть как–то передвигаться на машине по Минску. Составители генплана, наверное, представили, что вскоре город превратится в одну гигантскую парковку, унылое пространство, залитое асфальтом. Уже сейчас между деревьями вдоль улиц срезают дерн, кладут плитку, чтобы водители не парковались на проезжей части. Что будет дальше? Транспортный коллапс, когда ездить по улицам станет невозможно, а в метро просто не вобьешся — вагоны не резиновые. Разумеется, людям не запретишь покупать автомобили... Поэтому поступили разумнее: уже сегодня начали исподволь создавать условия, когда пользоваться велосипедом выгоднее, чем машиной.


Пока эти преимущества незаметны. Велосипедисты действительно вынуждены дышать гарью автомобильных выхлопов. Они в самом деле иногда создают помехи плотному потоку машин. Просто потому, что город не приспособлен под двухколесный транспорт. Минск с середины прошлого века строился для машин, но тогда никто не мог предсказать, что автомобили вдруг затопят столицу. Сейчас ситуацию начинают понемногу исправлять, и через 20 лет даже милиция у нас станет передвигаться исключительно на двух колесах. Как сейчас в соседней Литве: патрулируют улицы на беззвучных электросамокатах. А для редких машин оставят, может быть, по одной полосе... и они там будут скучно плестись с черепашьей скоростью.


Когда в больших городах сформируется велосреда, уже не экипировка спортивных горожан станет вызывать улыбку... Наоборот, забавным анахронизмом будет выглядеть человек, рулящий громыхающей и дымной колесницей, которой сегодня пока гордится. Велосипед разделается с нынешней гиподинамией автовладельцев, передвигающихся от рабочего кресла к домашнему — на водительском. А запах пота, на который ты намекаешь, победят душевые кабинки, которые появятся в каждом офисе точно так же, как и велопарковки у гипермаркетов.


И твой внук с ужасом прочтет сегодняшнюю антивелориторику и скажет: «Дед, а ведь ты тогда был неправ...» Вот увидишь!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter