Великие и отдых

Бинокуляр
Вот и заканчивается пора летнего отдыха... Как всегда, слишком быстро. Ведь отдых — не прихоть, как зачастую думает наше с вами начальство, а такая же необходимость, как пребывание будущей бабочки в стадии куколки. А если согласно Иммануилу Канту, то отдых после работы в здоровом состоянии — величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения. Впрочем, великий педагог Константин Ушинский четко объяснил, что «отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного». Потомки принцип подхватили... В романе Мариэтты Шагинян «Месс-Менд» изображено светлое коммунистическое будущее, в коем все синхронно прерываются на производственную гимнастику, но вместо бесполезных наклонов машут серпами по траве либо молотками по гвоздям. Но помните, как отдыхал аристократ Шерлок Холмс? Брал в руки скрипку — и неслись душераздирающие пассажи... Подобным образом мыслители отвлекались от дел и в реальности. Например, Шопенгауэр играл на флейте, подаренной ему Россини, Ромен Роллан пересаживался от письменного стола за рояль. А вот Анатоль Франс для отдыха предпочитал хвататься за книжки... Впрочем, чего лукавить: для богемы существовали более земные способы расслабиться. Если даже братья Гонкуры, уверявшие, что из всех частей тела им нужны только мозг и правая рука, регулярно устраивали в одном из парижских борделей оргии... А сколько в литературе жертв игорного досуга — Достоевский, Пушкин, Некрасов! Н–да, пожалуй, менее опасным был способ расслабиться от Максима Горького, который разводил в пепельницах маленькие костры и вообще обожал играть с огнем — в прямом смысле. Но великие потому и великие, что приступы бурного веселья умеют сочетать с фантастической работоспособностью. Конрад во время написания романа жаловался в письме: «Вот уже два года, как я не видел ни одной картины, не слышал ни одной музыкальной фразы, даже был лишен возможности отдохнуть за обыкновенной человеческой беседой!» Впрочем, подобный пыл свойствен, похоже, не только великим. Раз английский политик XVII века Джордж Галифакс сказал, что дурака, занятого делом, утихомирить сложнее, чем буйнопомешанного. Однако искусство — особенная профессия, для многих именно она и является отдыхом. Один из сборников Байрона называется «Часы досуга». Сколько шедевров мировой литературы написано в пресловутое «свободное время»! Но неумение отдыхать ни к чему хорошему тоже не приводило. Уморил себя до смерти литературной работой Вальтер Скотт, английский поэт Роберт Саути от напряженных умственных трудов утратил память... Нет, не зря Станиславский летом вывозил своих учеников на крымский берег, где артисты жили жизнью дикарей — строили шалаши, ловили рыбу... Кстати, путешествие — тоже излюбленный отдых мыслителей и поэтов. Помните, как герои Джерома К.Джерома отдыхали от лондонской суеты то в лодке, то на велосипедах? Французского поэта Леона Поля Фарга прозвали парижским пешеходом за то, что все свое свободное время блуждал по городским улицам. А вот для Якуба Коласа не было лучшего отдыха, чем собирать грибы. Тут и странствие, и созерцание... Белорусский поэт Микола Купреев часами стоял и наблюдал за жизнью муравейника. А вообще, досуг великих не слишком отличался от досуга простых смертных: кто рыбачил, кто охотился и почти все устраивали застолья... И все — работали. Ведь Джордж Бернард Шоу предупредил, что вечные каникулы — хорошее определение ада. Хотя отдых — занятие легкомысленное, Рабиндранат Тагор утверждал, что «человеческие цивилизации являются вечными богатствами, достигнутыми под сенью правильного использования досуга». Вот вам и мораль: во время отдыха поработать над собой, чтобы вскрикнуть, подобно героине компьютерных мультфильмов Масяне: «Никаких больше дискотек: только балет и керамика».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter