Век волка не видать

Можно ли сравнить наши зоопарки с испанской корридой? Цирк — развлечение или издевательство над бессловесными живыми существами?..

Один из авторов нашей постоянной полемической рубрики откровенно дал слабину... Разомлел на мартовском солнышке и поделился со своим извечным оппонентом радостью: «Представляешь, дочурка попросила свозить ее в выходные в зоопарк! Эх, весна! Зверюшки, паучки, рептилии! Отдохнем, воздухом подышим!» Счастливый папаша мечтательно улыбнулся, но, увидев суровое лицо коллеги, понял, что попросту подставился... «Зоопарк, говоришь? Любишь на несчастных медвежат да страусов пялиться? Вот тебя бы так — за решетку!» Обычная просьба ребенка стала поводом для очередного острого спора. Не пора ли прекратить мучить животных на потеху праздной толпе? Можно ли сравнить наши зоопарки с испанской корридой? Цирк — развлечение или издевательство над бессловесными живыми существами? Все вопросы, как говорится, ребром. Каждый из спорщиков предлагает свой вариант ответа. А что скажут читатели? Присылайте ваши мнения на редакционный сайт и по почте.


За


Места не столь отдаленные


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, радеющий за крокодильчиков:


— Ты осуждающе качаешь головой, узнав об очередном случае издевательства детей над кошками. Не в восторге ты, Роман, и от «санитаров города», хватающих в сети бездомных псов и облезлых голодных мурок. Как и любой нормальный обыватель, ты категорически «против» всяческого садизма в отношении так называемых братьев наших меньших. Но почему тогда ты в таком восторге от предстоящего похода в зоопарк? Не бывал, что ли, в командировках на «зонах»? Вспомни: тусклые, серые лица, специфический запах, черные робы... Любое место не столь отдаленное — сгусток темной энергии. Увидев людей, лишенных свободы, сам потом впадаешь в депрессию на несколько дней. Зоопарк, зоосад — то же самое. Пайка по распорядку, уборка вольеров, окрики служителей, любопытные лица зевак: «На! Лови! Жри!» Представь себя по ту сторону решетки или сетки на месте орангутана или мишки косолапого — целый день в тебя летят батоны и сигаретные пачки. Детки смотрят на родителей, изображающих радость (выходные, а значит, нужно веселиться!), и кривляются, изображая тебя — макаку, енота, попугая, как тебя еще там? Вот только звери в отличие от людей–зэков преступлений не совершали. За что же их так жестоко — на пожизненное без суда и следствия?


Ты еще до сих пор думаешь, что, налюбовавшись в зоопарке пленными представителями фауны, дети обогащаются полезными знаниями и учатся любить животных? Скажешь, ребята становятся добрее, милосерднее? А по моему разумению, все наоборот: подсознательно маленький посетитель тюрьмы для хвостатых–пернатых получает первые уроки пренебрежения к чужой свободе, высокомерия, черствости. Мрачный вольер, как бы заботливо за ним ни ухаживали, извини — анахронизм и издевательство (только вполне узаконенное) над живыми и страдающими в неволе существами.


Впрочем, не повезешь дочку в зоопарк — купишь билеты в цирк. Никогда, признаться, не любил это место глумления над животными. «Ехали медведи на велосипеде...» А давайте–ка вы, почитатели дрессуры, приноровитесь охотиться на грызунов или зимовать в берлоге. Вот где потеха будет, да? Топтыгины наверняка будут рукоплескать в восторге, хотя не уверен. Ведь животные более рациональны и справедливы.


Не знаю, как ты, а я, так уж сложилось, не раз бывал в цирковом закулисье. Вонь, рев замученного людьми с хлыстами зверья, лязг засовов! Вот обратная сторона цирковой медали, а не поп–корн в антракте и клоуны с плоскими шутками. Кстати, цирковые мастера давно сами с тревогой говорят о кризисе жанра. Ссылаются при этом на издержки содержания и транспортировки животных, дороговизну современного оборудования, конкуренцию со стороны шоу–бизнеса, хоккея, футбола, компьютерных игр и т.д. А по мне — это само время рассудило справедливо: людям надоели стригущие купюры на кошках куклачевы и деланно улыбающиеся в пасти львов дрессировщики. Ну в самом деле, чем наш цирк или зоопарк лучше кровожадной испанской корриды? Разве тем, что на корриде быков убивают хоть и мучительно, но относительно быстро, а в наших вольерах животные мучаются годами? И каждый раз испытывают жуткий стресс под взглядами сотен мечтающих развлечься.


Я смотрел недавно телерепортаж с акции протеста против корриды (голые девушки облились красной краской, символизируя беззащитность погибающих животных) и думал, что у нас против цирков да зоопарков никто не попрет. Хотя никто, кроме бабушек–кошатниц, особо не протестует и против реликтовых методов служб «очистки». Другое дело — создание в Беларуси, точнее, в правоохранительных органах, структур наподобие американских отделов по защите животных. Причем такие патрули могли бы как контролировать зоопарки с цирками и прочими шапито (а вдруг тигру недокладывают мяса или клоун издевается над макакой?), так и приструнивать садистов во дворах и квартирах. Всегда с завистью смотрю передачи по каналу Animal Planet: полицейские прижимают к ногтю подонков, которые морят голодом собак, мучают больных котов. Наверное, в детстве этих хищников в человеческом обличье тоже приводили в восторг полуголодные зверьки за решеткой. Так прививалась привычка безнаказанно играть чужими жизнями. Но полисмены в Штатах ставят зоосадистов на место. Почему бы и нам не перенять такой опыт, благо относительно спокойная криминогенная обстановка наверняка позволяет переключить часть милиционеров на проблемные участки? Активистки из обществ защиты животных наверняка с удовольствием подскажут нехорошие адреса...


Вот такие вопросы и мысли у меня возникли после твоей «безобидной» реплики о походе в зоопарк. Трижды подумай и свози–ка лучше дочку в Беловежье, где зубры резвятся на природе. Путь неблизкий, зато «не столь отдаленный».


Против


Обратно на волю? Ни за что!


Роман РУДЬ, влезший в чужую шкуру:


— Твоя позиция, Андрей, очень гуманистичная, но насквозь гнилая. Теперь я знаю, откуда берутся зоозащитники вроде тех, которые в Голландии напали на пушную ферму и выпустили «на свободу» тысячи норок. Воля оказалась тем еще подарком: сотни зверьков погибли под колесами машин, других добили фермеры, когда перепуганные норки начали воровать у них кур. Впрочем, в Израиле «друзья зверей» пошли дальше — они начали подбрасывать в корм дельфинам свинцовую дробь, от чего добродушные животные помирали пачками. Экологические террористы сочли, что дельфинам лучше не жить совсем, чем жить в неволе. Очень гуманно, правда?


А начинается «зеленый» экстремизм как раз с причитаний, подобных твоим. Поэтому меня крепко раздражают девичьи вздохи у клеток с мартышками: «Ах, бедные обезьянки, их лишили свободы, отобрали возможность прыгать по зеленым пальмам!» Показать бы такой плакальщице, как выглядят те же обезьянки в диких условиях... Подобный случай описан в литературе: однажды к хозяину зоопарка Джералду Дарреллу пришла разъяренная дамочка и обвинила его в нечеловеческом отношении к животным. Мол, этот гадкий человек отнимает мартышек у доброй природы и сажает в клетку. Писатель не стал ей ничего доказывать, а вместо этого предложил поучаствовать в дезинфекции только что пойманных в джунглях обезьянок. Показал дамочке громадных личинок, которые поселяются в хвостах у милых зверюшек. Когда личинки вырастают и вылезают, это ужасно больно. Затем показал ей клещей и блох, кишевших в «бархатной шерстке», показал яйца еще каких–то паразитов, которые были отложены между обезьяньими пальцами... После дезинфекции Даррелл посадил чистую обезьянку в клетку, где у нее была своя территория, здоровая еда и отсутствие врагов. Впрочем, дамочка этого уже не видела — едва не рухнув в обморок, она сбежала еще в начале неприятной процедуры.


Понимаешь, в чем была ее, да и твоя ошибка? Вы очеловечиваете животных. Применяете к ним собственное понятие о счастье, не считаясь с их настоящими потребностями. Представляете, как печально жилось бы вам в клетке, сравнивая вольер со своей комфортной квартирой. А потом судите с этой колокольни, не пытаясь влезть в звериную шкуру. «Ах, этот олененок наверняка очень несчастен! Посмотрите, какие у него грустные глаза!» Умей олень говорить, он бы пожевал травы и задумчиво молвил:


— Ну если считать за счастье постоянную опасность быть задранным волками или застреленным браконьерами на свободе, то да — я несчастен. Если счастье, в вашем понимании, — вечный поиск еды, то счастливой мою нынешнюю сытую жизнь, конечно, не назовешь...


Хорошие зоопарки, в моем понимании, — это вторая ступень развития цивилизации. На первой человек создавал комфортные условия себе, а теперь пришло время подумать и о меньших братьях, которым в дикой природе так же неуютно, как и людям в каменном веке. Скажешь, животные не способны это оценить? У того же Даррелла есть весьма показательная история, как ему пришлось расставаться со зверями, привыкшими жить в клетках (не было возможности вывезти этот зоопарк из одной латиноамериканской страны). Зоолог вместе со своей женой буквально пинками пытались загнать животных в джунгли, а те упрямо лезли обратно в свои решетчатые жилища. Даже те, кто стремглав умчался на волю, через час–другой возвращались обратно к клеткам. Они не хотели опять в лес, где нужно бояться хищников или более крупных особей, бороться с голодом и умирать от болезней.


А взять историю кита Кейко, который играл в популярном сериале «Освободите Вилли!» По требованию оголтелых зоозащитников кит, привыкший к обществу людей, был выпущен «на свободу» — обратно в океан. И явно не понимал, почему с ним обошлись столь жестоко. Поэтому через шесть недель Кейко вернулся к людям: зашел в один из норвежских фиордов и начал играть с перепуганными купальщиками, всячески выказывать свое нежелание жить в одиночестве...


Насчет цирков, может быть, ты и прав... Не знаю, я за кулисами не бывал. Но зоопарки, особенно те, где воссоздается естественная среда обитания животных, — это санатории, дома отдыха и пансионаты для зверей. Кроме того, они спасают их от нас. Лошади Пржевальского, розовые голуби, олени Давида, гавайские казарки, белые тигры, зубры — их бы просто не было сейчас на земле, если бы добрые люди однажды не «заточили в неволю» представителей этих видов.


Наконец, зоопарки — это просто удобно и экономно. Ты же не полетишь за тридевять земель, чтобы глянуть, как выглядит настоящий бегемот? Не укроешься в засаде на несколько суток, чтобы воочию узреть редкую птицу? Не потащишь сына в тайгу, если он захочет увидеть всамделишного медведя? Нет, ты всего лишь купишь копеечный талончик и сядешь в троллейбус...


Кстати, хотел поинтересоваться: когда ты видишь кавказскую овчарку на поводке и в наморднике, тоже требуешь немедленно освободить несчастное животное? Или тебе все–таки спокойнее, когда этот свирепый зверь «томится в неволе»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter