О педагогах-тьютерах, востребованных IT-специальностях и дополнительных компетенциях

Веб-окно в мир знаний

На Республиканском педагогическом совете обсуждались вопросы, связанные с приходом новых технологий в классы и аудитории. Корреспондент «НГ» узнала у проректора по учебной работе и образовательным инновациям БГУ Оксаны Здрок, какие новшества ждать в этом году, насколько тесно новые формы обучения переплетаются с традиционными и какие специальности в вузе наиболее востребованы.

Фото предоставлено пресс-службой БГУ

Коронавирус преподнес урок

— Три года назад Белорус­ский ­государственный университет ­разработал Стратегические цели развития. Этот документ пред­полагал внедрение в образовательную систему концепции смешанного обучения В-learning: дистанционная форма чередуется с традиционной. Каков результат?

— Образование — та сфера, которая не может не реагировать на происходящие в стране изменения. Я говорю о цифровизации экономики,  внедрении информационно-коммуникационных технологий в различные сферы, поэтому действительно в вузе были приняты некоторые документы, которые определили дальнейшее движение вперед. У нас была создана комиссия по цифровизации БГУ. Появился образовательный портал на площадке Moodle. 

— Насколько пандемия ускорила внедрение дистанционной формы в учебный процесс?

— Ковид поставил нас в такие условия, что пришлось научиться использовать образовательный портал всем. В кратчайшие сроки 100 % преподавателей параллельно с традиционными занятиями организовали свои онлайн-курсы и выкладывали туда материалы.

В этом году в БГУ 3142 человека подали заявления на бюджетную форму обучения при плане приема 2199. Средний конкурс составил 1,43 человека на место.  У 69,2 % ребят, поступающих на бюджет, балл был выше 300.
bsu.by

Портал настоящего и будущего

— Не ухудшилось ли качество образования с таким скоростным переходом на новый формат обучения?

— Переход действительно проходил в стрессовой ситуации, причем как для студентов, так и для преподавателей. Вуз дважды проводил соцопрос, насколько комфортно и те и другие чувствуют себя и насколько изменилось их психологическое состояние в данной ситуации. В конце 2020 года мы с помощью психологической кафедры философского факультета первый раз опросили около 500 респондентов. Тогда преподавательский состав высказался, что ему не хватает визуального контакта с обучающимися. То есть для него в приоритете была видеосвязь. Студенты же в свою очередь охотнее пользовались чатами, форумами. Недавно мы снова провели соцопрос. Было задействовано более 1000 человек. Результаты показали, что и студенты, и преподаватели адаптировались. Не было отмечено перегруженности, такая форма стала нормой и может использоваться дальше. Все сошлись на том, что есть виды занятий, которые могут быть легко переведены в дистанционный формат. К примеру, лекции: можно записывать видео и выкладывать на портал. Лабораторные занятия же, наоборот, лучше проводить традиционно в стенах университета.

— Если говорить о коррективах стратегии развития в будущем, то что планируется сделать?

— Мы ждем, что в октябре выйдет обновленный Кодекс об образовании и в нем будет предусмотрено существование дистанционной формы обу­чения как самостоятельной. За этим будущее, поэтому сейчас мы думаем о том, чтобы организовать полноценные образовательные программы, когда студент от зачисления до выпуска будет находиться на удалении от преподавателя. Здесь надо подумать и над вопросами идентификации студента, и над проведением итоговой аттестации, и над методологией обучения. 

Теолог изучает журналистику

— В БГУ уже второй год реализуют проект, который помогает студентам, помимо учебной программы по специальности, освоить и дополнительные дисциплины. Что он собой представляет сейчас и пользуется ли спросом у студентов?

— Да, действительно, с 2019 года наши студенты, помимо своих дисциплин, могут взять дополнительные для изучения. Это платная услуга. Запущена платформа электронного расписания. Она позволяет студентам с учетом выбранных курсов формировать график их посещения и соотносить его с занятиями по основной специальности.

Обучение по доппрограммам не имеет возрастных ограничений. Например, первокурсник сможет выбрать дисциплины четверокурсников и наоборот.

У нас около 25 человек каждый год проходят эту программу. При этом были очень интересные связки: теолог изучал журналистику, журналист изучал на ФМО курс теневой экономики, биолог — ІТ-специальность. 

До 15 сентября подать заявление на участие в программе могут все желающие студенты, магистранты вуза. Но есть нюансы по его одобрению: ­главное, чтобы не совпадало расписание основных занятий обучающегося с занятиями по выбранной дисциплине. А так как у нас большинство учится все же в первую смену, отсюда и небольшой процент прошедших через эту систему. 

Кстати, здесь большие возможности в использовании образовательного портала. То есть, выбрав дополнительную дисциплину, студент сможет ее изучать дистанционно. Но это опять же разговоры о будущем. 

Мы ориентированы, в частности, на опыт Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. У них все курсы делятся на «ядерные» и элективы. В первом случае это обязательные предметы для изучения, во втором — дисциплины по выбору, скомпонованные в модули. На последних курсах студент, помимо обязательной программы, проходит несколько элективов. Это позволяет более глубоко освоить дополнительные сферы.

В первую волну ковида студенты отрицательно отнеслись к переходу на дистанционную форму обучения. Спустя время втянулись.
Фото Александра Кулевского

Педагог в помощь

— Что нового ждет абитуриентов в этом учебном году?

— С 1 сентября в БГУ впервые появятся педагоги-тьютеры. Их деятельность будет направлена на индивидуализацию обучения, создание условий и возможностей для раскрытия творческого потенциала обучающихся. До настоящего времени в Беларуси отсутствовал подобный опыт взаимодействия специалиста такого профиля и студента. 

У нас в этом году 28 человек прошли обучение. И теперь на каждом факультете будет по 1—2 специалиста. Это первая подобная программа в стране. 

— Почему такие специалисты появились?

— Сегодня активно идет индивидуализация обучения. И студенты хотят самораскрываться, реализовываться в разных сферах, пробовать что-то новое. Поэтому мы должны давать ребятам такую возможность. А задача помощи, курирования будет лежать на тьютерах. 

На каких факультетах учат айтишников в БГУ?

Специалистов в области IT готовят на факультете прикладной математики и информатики, механико-математическом факультете, факультете радиофизики и компьютерных технологий, факультете социокультурных коммуникаций. При этом с каждым годом все труднее говорить об IT-специальностях как о каком-то обособленном кластере. Цифровая трансформация экономики требует экспертов, которые работают на стыке IT и отдельной предметной области. Например, в МГЭИ им. А. Д. Сахарова (входит в состав комплекса БГУ) готовят инженеров-программистов для сферы здравоохранения, экологии; физический факультет выпускает специалистов по компьютерной физике (специальность «физик. Программист»). Даже такая творческая профессия, как журналист, осваивает цифру — речь о специальности «веб-журналистика», где много внимания уделяется информационным технологиям. 

В ТЕМУ

Сегодня университет предлагает более 80 специальностей для I ступени высшего образования и около 50 — для II ступени (магистратуры). В этом году поступающим предложены новинки — специальности «экономическая безопасность» и «регионоведение», которые были открыты в ответ на потребность рынка в специалистах соответствующих профилей.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter