![](/upload/iblock/f3d/f3da35551af3e001437c1f061497114d.jpg)
Не менее важным в плане противостояния внешним угрозам надо признать предлагаемое изменение статьи о стремлении Беларуси стать нейтральным государством. На заре независимости, пребывая в розовых очках относительно намерений наших западных «партнеров», нам навязали формулировку о желании «сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным». Увы, миролюбивые предложения Беларуси (например, заключить новый всеобъемлющий договор о коллективной безопасности в Европе — «Хельсинки-2»), а также попытки занять нейтральную позицию в конфликтах, развернувшихся на наших границах (в частности, по украинскому вопросу — стать площадкой для переговорного процесса противоборствующих сторон) не нашли понимания и поддержки. Под маркой нейтралитета нам фактически продавливали идею отказа от союзных отношений с Россией. А заодно вставляли палки в колеса нашей атомной энергетике. К счастью, здравая политика в области оборонных предпочтений привела Беларусь к созданию Союзного государства Беларуси и России, в котором военная составляющая играет не последнюю роль. Участие в экономически важном Евразийском союзе, строительство собственной атомной станции — вот те приоритеты, которые уже реализованы и для юридического закрепления которых предлагается подкорректировать 18-ю статью Конституции.
Не будут обойдены и вопросы собственно политической реформы. Конечно, важнейшим изменением станет включение в политическую систему Всебелорусского народного собрания. Ранее данный институт работал де-факто как представительный форум, на котором подводились итоги пятилетних президентских каденций и ставились новые цели на следующую пятилетку. Теперь же предлагается вписать ВНС в конституционное устройство де-юре, сделав его важным стабилизирующим элементом политсистемы, особенно в периоды кризисов. За собранием на законодательном уровне будет закреплено право определять стратегию развития общества и государства, включая важнейшие направления внутренней и внешней политики.
Полномочия и возможности Парламента, исполнительных и судебных органов власти тоже подвергнутся изменениям. Срок депутатских мандатов (как у членов обеих палат Национального собрания, так и у местных депутатов) предполагается продлить до 5 лет, вместо сегодняшних четырех. Совет министров будет формироваться по предложениям и под контролем Премьер-министра, получит большую свободу в представлении законопроектов на утверждение в Парламент. Усилится роль Конституционного Суда, а граждане получат возможность напрямую обращаться в эту инстанцию для защиты своих прав.
Изменения, предлагаемые для внесения в Конституцию, носят отнюдь не косметический характер, а достаточно сильно изменяют конфигурацию властных отношений в стране. В то же время, посыл конституционной реформы — защитить имеющиеся социальные достижения, способствовать сохранению национальных исторических традиций общественной жизни, сделав при этом более удобной и устойчивой систему управления. Именно в этом направлении и должно быть построено общенациональное обсуждение предлагаемых реформ Основного Закона, которое уже достаточно скоро завершится референдумом.
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог.