Васильки на экспорт

Торжества отгремели. Пора критично взглянуть на форум...

Странно, однако: «Славянскому базару в Витебске» скоро двадцать лет и славянский мир велик — от Словении до России, от Адриатического моря до Тихого океана. Однако вряд ли о витебском форуме в Чехии или Болгарии знают вне музыкальных тусовок. Достаточно сказать, что и журналисты из этих стран к фестивалю безразличны. Наши, российские, украинские и русскоязычные израильские СМИ — вот и вся компания, которая освещает шоу. Понятно, что дальше бывшего СССР информация если и попадет, то в виде случайного исключения. Почему так?


Торжества отгремели. Пора критично взглянуть на форум. Тем более об этом просили журналистов и первый замминистра культуры Владимир Карачевский, и Родион Михайлович Басс, директор «базара». Не претендуя на истину в последней инстанции, поделюсь своими субъективными мыслями.


Известно, что витебский форум вырос из праздника польской песни, единожды организованного над Двиной в ответ на такой же фест советской музыки в Зеленой Гуре. Но сегодня мы говорим: «базар» — славянский, а подразумеваем в первую очередь русскоязычную эстраду. Что греха таить, певцы из–за пределов бывшего СССР появляются в Витебске очень редко, если не считать конкурса молодых исполнителей.


Нужно четко определить: у нас проходит всеславянское шоу или все–таки восточнославянский междусобойчик, дни постсоветского ретро — долгожителей московской, минской и киевской сцен?


В последние годы проявилась еще одна тенденция. Когда приезжают Томас Андерс и Тото Кутуньо, задаешься вопросом: а эти звезды здесь под каким соусом? Очевидно, из той же песни — ностальгической мелодии по СССР. Когда немец и итальянец были молоды, они единственные разрешались в официальном теле– и радиоэфире, на первой кнопке Центрального телевидения. А теперь пенсионеры западного шоубизнеса, давно вытесненные Тимберлейком, Тимбалэндом и Леди Гагой, находят себе привлекательное место — Витебск.


Андерса и Кутуньо мы рады видеть. Зал рукоплещет. Чего же боле? Но мне, не лишенному ностальгии по всему хорошему, немного непонятно: в современной Беларуси на современном фестивале «Славянский базар», может быть, уместны и другие герои?


На карте Европы теперь существует тринадцать славянских государств, кроме того, славяне живут и поют на востоке Германии (лужицкие сербы). Эти тринадцать республик–сестер поставляют на «Евровидение» первоклассных исполнителей и завоевывали уже первые места (Сербия, Украина, Россия). Значит, у славянской, славяноязычной музыки есть потенциал. Странно, что «Славянский базар» этим потенциалом пользуется совсем в незначительной мере. Я не соглашусь, что «работа ведется» на конкурсе эстрадных исполнителей. Был, видел: ребят послушали, места раздали. Как–то дежурно. Между тем в каждой стране перед «Евровидением» проходят отборочные туры, голосования, в прессе начинается шумиха, букмекеры делают ставки. Скажите, в Братиславе или Загребе очень сильно переживали за своих исполнителей, выступавших в Витебске в этом году? Фанаты сидели в барах, принимая трансляцию из Беларуси, делались ставки?..


«Базару», по-моему, нужна перезагрузка. Беларусь волею истории оказалась в центре не только Европы, но и славяноязычного мира. Раз уж так, то пора бы наконец задуматься: почему на улицах столицы «Славянки» не встретишь ни одной фан–группы с флагами Словакии или Словении? Может, нам просто не нужны туристы, не нужен позитивный имидж государства в славянских странах, составляющих чуть ли не половину Европы и, что немаловажно, Евросоюза?


Ответ на этот вопрос кажется простым любому, кто хоть однажды побывал в Витебске во время «базара». В городе для гостей и участников фестиваля катастрофически не хватает гостиниц.


...В последние годы фестиваль интуитивно ищет свою нишу в музыкальном мире. И тут–то случилось неожиданное: «базар» перерос славянские рамки, и уже вполне нормально в его контексте смотрятся певцы из Казахстана или Кубы. Так, может, нужно признать, что «славянский» — это не более чем дань красивой традиции: ребенок вырос, изменился, у него появились новые интересы, ориентиры? И пусть бы это был мировой фестиваль песни. С другой стороны, если «Славянка» — это фабрика звезд русскоязычной сцены, то давайте подумаем, что от этого будет иметь наша эстрада. Потому что тенденция такова, что мы поем на русском языке, но в штабах московского шоу-бизнеса нас все равно держат за второй сорт. А по–белорусски не всем интересно?.. Однако Тото Кутуньо и Лаша Рамишвили на нынешнем фестивале попробовали — и им понравилось. Может, тогда «базар» переформатировать: пусть к нам едут из Москвы, Тбилиси, Белграда, да хоть из Мадрида и поют по–белорусски? Пусть это становится оригинальным, модным.


Все бы получилось. Если бы не одно «но». Фестиваль должен приносить не только эстетическое удовольствие, но иметь и другие  смыслы. Музыка нынче такой же продукт, как хлеб в магазине. Она должна продаваться.


Но многое упирается в деньги. Чтобы вызвать звезду уровня Мадонны, нужны миллионы евро. Бюджеты большинства крупных фестивалей в разы больше, чем в Витебске! И состав поэтому соответственный. Где же выход?..


Рекордная реализация билетов на концерты «базара» показала, что народ по–прежнему хочет слушать российских звезд и ностальгировать вместе со старыми иностранными кумирами. А еще в Витебске в этом году было много «живого звука»!


Но, к сожалению — тут я сошлюсь на мнение Владимира Карачевского — немногие из наших певцов способны собрать на «базарный сольник» семь тысяч благодарных слушателей: «Как бы ни было это грустно, но не всегда наши артисты могут подготовить достойную программу, на которую пойдет большое количество зрителей».


Надеюсь, креативные люди в дирекции фестиваля решат эту проблему, а также найдут выходы на музыкальные рынки славяноязычных стран Европы. И, может, уже перед двадцатым фестивалем в следующем году василек — брэнд витебского форума — пустит глубокие корни во многих странах...


Витебск — Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter