В Минске "оживили" картины Ван Гога

Ван Гог да не смог

Выставки репродукций нынче рекламируют не менее активно и изобретательно, чем какой–нибудь популярный шампунь. Все чаще разного рода фирмы пытаются упорно нам доказать, что современные репродукции великих картин вполне себе могут заменить оригинал. Хоть да Винчи, хоть Климта, хоть Ван Гога. Вот только любой мало–мальски имеющий к искусству отношение человек понимает, что даже самая высококачественная репродукция никогда не будет тождественна оригиналу. Ведь что такое картина? Артефакт, который помнит прикосновение художника, его взгляд, нечто неуловимое, нематериальное, что оставляет мастер в холсте, красках, нервном движении кисти. Смотрим на картину–оригинал, и между ней и нами незримо присутствует сам художник. Между нами и репродукцией — технологии, мультимедиа, большие деньги, в конце концов.

По мнению гостей, Ван Гог – идеальный фон для селфи.

Вчера в выставочном пространстве «ЦЭХ» открылась выставка «Ван Гог. Ожившие полотна», которая, как обещают организаторы, изменит все традиционные представления минчан о посещении музеев. Что ж, время покажет.

В чем суть

По задумке гости, переступившие порог «ЦЭХа», оказываются «внутри» полотен Ван Гога. Почти четыре сотни динамических оцифрованных изображений, расположенных на огромных экранах, сконструированы с учетом всех особенностей помещения таким образом, чтобы у зрителей была возможность рассмотреть картины во всех деталях. Акцент, естественно, сделан на самых известных работах — тут вам и «Подсолнухи», и «Звездная ночь», и несколько автопортретов. Сопровождает ожившие полотна музыка Чайковского и Дебюсси. Организатор проекта Максим Волков объясняет нам суть выставки:

— Есть три составляющие — это изображения, музыка и пространство. Все вместе это складывается в единое целое, единый организм. Вы попадаете внутрь не просто картины, а фантазии художника. Здесь, уверяю вас, вы сможете почувствовать нечто большее, чем просто рассматривая ту или иную работу в музее. Прочувствовать атмосферу, понять задумку автора.

Цена вопроса

Высокая. Стоимость билетов от 105 до 135 тысяч рублей. Естественно, на рейс до Амстердама, где находится музей художника, этих денег явно не хватит. Однако цена, на наш взгляд, пусть за качественную, но все же стилизацию под Ван Гога слегка завышена. Максим Волков категорически не согласен:

— Цена билета формируется конкретно для каждого города, где мы показываем выставку. 135 тысяч — разве это много? Если вы захотите увидеть все полотна вживую, вам придется колесить по галереям и музеям всего мира, что займет не один год и съест значительную часть бюджета. Мы же предлагаем в одном месте не только рассмотреть каждую из работ в деталях, но и изучить все творческие периоды художника.

Образовательный момент организаторы постарались максимально учесть. Помимо картин, на выставке можно ознакомиться с краткой биографической справкой, высказываниями художника и отрывками из его писем.

Реакция

Похоже, за первый день работы выставки большинство гостей пока что восприняли «Ожившие картины» лишь как идеальный фон для селфи. Всевозможные фотографии уже заполнили социальные сети и инстаграм. Сможет ли проект вдохновить белорусов хотя бы на изучение творчества художника, покажет время. Пока же обособленно от непосредственного творчества Ван Гога выставка воспринимается всего лишь как симпатичный коммерческий проект — не более. А потому, если хотите настоящего Ван Гога, милости просим на борт рейса Минск — Амстердам.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 221 (24851). Суббота, 14 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter