За три квартала предприятия Минсельхозпрода экспортировали продовольствия на 2148 миллионов долларов
ЭКОНОМИКА нашей страны открыта. Практически все ее отрасли экспортно ориентированы. Поэтому благополучие Беларуси во многом зависит от динамичного наращивания поставок и услуг на внешние рынки, от положительного внешнеторгового сальдо. Доля экспорта продовольственных товаров в общем его объеме за три квартала составила 9 процентов. На ноябрьском совещании по вопросам поставок продукции за пределы республики глава государства потребовал от чиновников всех рангов впрягаться в работу и основательно пахать на этом поле.
До конца года и в следующем делать это надо лучше и глубже. Иначе уже в ближайшее время могут потеснить конкуренты. Национальный российский союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), например, выступает против соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией. По мнению Национального союза производителей молока, в случае присоединения Новой Зеландии к зоне свободной торговли произойдет рост импорта молочных продуктов из этой страны. А при перераспределении объемов поставок основная ценовая война случится с производителями Республики Беларусь — ведущего экспортера в Россию. К тому же цены на новозеландские молоко, сыр и сливочное масло, даже с учетом пошлин и стоимости доставки, будут значительно ниже продукции российского и белорусского производства.
Предостережение довольно серьезное. Поэтому производителям необходимо жить не только днем сегодняшним, завтрашним, но и отдаленной перспективой, расширяя рынки сбыта, снижая себестоимость продукции, улучшая ее качество, то есть с учетом тенденций, которые происходят на мировом рынке. Как отмечал на совместном заседании Совета Министров республики и Палаты представителей Национального собрания заместитель Премьер-министра Михаил Русый, с вхождением страны в Таможенный союз, а через него практически и в ВТО, уже в ближайшей перспективе ситуация усложнится, а импортный таможенный тариф, которым сегодня приходится пользоваться, перестанет играть роль основного защитника рынка.
Республика уже не первый год наращивает экспортный потенциал продовольствия. Причем не только мясо-молочной продукции, которая составляет основной объем поставок. За три квартала увеличились отгрузки в натуральном выражении мяса птицы (в полтора раза), почти в два — колбасных изделий, в 1,4 раза — готовых и консервированных изделий из мяса, масла животного. Поставки сыров и творога возросли на 8,7 процента, сухого обезжиренного молока — почти на четверть, сухого цельного молока — на 55 процентов, яиц — на 12,8 процента, овощей и грибов — в два раза. Больше отправлено на экспорт и желатина. В результате за девять месяцев организации Минсельхозпрода в дальнее и ближнее зарубежье поставили товаров на 2148 миллионов долларов США, или 109,4 процента к соответствующему периоду прошлого года. Но мы еще мало продаем на внешнем рынке картофеля и овощей, семян зерновых и многолетних трав, хотя имеем большой генетический фонд сортов белорусской селекции. Помню, как в свое время в Беларусь специально приезжали закупать племенной крупный рогатый скот. Однако его экспорт в последнее время сведен до минимума. По-прежнему используются зачетные схемы при реализации продукции, а это неизбежно ведет к падению цен.
Экспортную политику отрасли в основном определяют молокопродукты, на долю которых в январе—сентябре пришлось более 57 процентов, мясо и мясопродукты (32,3 проц.), казеин (2,3 проц.) и яйцо (1,4 проц.). При этом средние экспортные цены в разрезе областей по отдельным видам продукции имеют существенную разницу. Брестская область, например, продавала свою продукцию по более высоким ценам, что нельзя сказать о Гомельщине, Гродненщине и Минщине. Отдельные мясокомбинаты вместо готовой продукции отправляют на экспорт полутуши, не получая добавленной стоимости. Правда, вскоре этому будет зажжен красный свет. Не в полной мере используются перерабатывающими предприятиями действующие за рубежом субъекты товаропроводящих сетей, их логистика.
Для сохранения рынка России в нужных объемах, обосновывал позицию Минсельхозпрода на коллегии по итогам работы подведомственных предприятий за 9 месяцев начальник главка внешнеэкономической деятельности Василий Прудников, предприятия мясо-молочной промышленности должны уделять больше внимания реконструкции предприятий, увеличивать глубину переработки, повышать качество сырья и производимой продукции, сокращать затраты на ее производство на всех этапах. Однако эта работа, по его словам, проводится не на должном уровне. За 8 месяцев, например, реализовано колбасных изделий и изделий из мяса мясокомбинатами и хозяйствами Минсельхозпрода на 66,7 миллиона долларов, или 3,4 процента от объема экспорта, и 7 процентов от объема реализации мясопродуктов, в то время как коммерческие структуры республики поставили этой продукции на экспорт на 272 миллиона долларов, то есть в 4 раза больше. На ближайшее время задача стоит довести удельный вес экспорта колбасных изделий и изделий из мяса до 30 процентов в структуре реализации мясопродуктов. При этом руководитель главка признал, что специалисты на ряде мясокомбинатов не могут подготовить нужного качества даже туши охлажденного мяса говядины и реализовать его. Как можно объяснить тот факт, задавался он вопросом и не находил на него ответа, что в октябре мясокомбинаты Брестчины продали на экспорт охлажденной говядины 1310 тонн, Гомельщины — 469, а Могилевщины — только 180 тонн, или в 7 раз меньше.
Что касается экспорта молокопродуктов в натуральном выражении (в пересчете на молоко), то он за три квартала увеличился более чем на 30 процентов, а в стоимостном выражении — на 8,2 процента. Поставки за пределы республики мяса и мясопродуктов тоже возросли в стоимостном и натуральном выражении на 18,1 и 14,8 процента соответственно. При этом наращивание экспортных поставок в стоимостном выражении обусловлено ростом экспорта в натуральном выражении почти по всем основным товарным позициям. Не прогрессировали лишь цены на молочную продукцию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Региональный экспорт продуктов в последнее время остается практически неизменным. Главным внешнеторговым партнером организаций Минсельхозпрода по-прежнему остается Россия. По данным Белстата, за девять месяцев ей поставлено продукции почти на 1952 миллиона долларов США. Прирост составил 11,3 процента. Удельный вес нашего восточного соседа в общем объеме экспорта продовольствия оценивается почти в 91 процент и увеличился на 1,6 процента. Наши сыры, колбасные и молочные изделия знают в 72 регионах России, из которых Москва, Санкт-Петербург и Московская область являются основными потребителями. За ними соответственно следуют Смоленская, Брянская, Орловская, Нижегородская, Воронежская, Ленинградская, Калининградская области. При этом экспорт превышает импорт. Сальдо в торговле с Россией тоже является положительным и достигло 1694 миллионов долларов. Кроме России, крупнейшими импортерами продукции предприятий Минсельхозпрода оставались Казахстан, Украина, Польша, Германия, Азербайджан, США, Литва и Латвия.
В последнее время мы стали меньше поставлять в страны дальнего зарубежья шкур крупного рогатого скота. Временный запрет пришлось принять в интересах отечественной перерабатывающей промышленности. Сократились также объем экспорта и экспортные цены на казеин, что в свою очередь сказалось на поставках в дальнее зарубежье. По сравнению с прошлым годом он уменьшился немногим более чем на 20 процентов и составил 73 миллиона долларов США. Основными видами экспортной продукции в страны дальнего зарубежья были казеин, масло рапсовое и льноволокно.
Однако, несмотря на наращивание экспортного потенциала, покорить прогнозный показатель по темпам его роста не удалось. В первую очередь это обусловлено снижением цен на молочную продукцию в мире, в том числе и у основного нашего потребителя. Так, средние экспортные цены Беларуси в январе—сентябре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на масло животное, например, на четверть, сыры и творог — на 6,8 процента, сухое цельное молоко — на 20,3, сухое обезжиренное молоко — на 16,5 процента. Недобор экспортной выручки только за счет снижения экспортных цен на молокопродукты составил за 9 месяцев около 225 миллионов долларов, или 10 процентов экспорта организациями Минсельхозпрода.
Для поддержания и укрепления позиций на мировых рынках отечественным производителям необходима мощная экспортно ориентированная структура. В связи с этим по поручению главы государства планируется создание областных уже до конца года и на республиканском уровне крупных компаний с агрессивной политикой сбыта продукции, отлаженной логистикой, выверенной специализацией и выгодным для производителя механизмом взаимодействия. Для реализации этого проекта необходимо в кротчайший срок выработать механизм управления с учетом мирового опыта и интересов производителей. Чтобы не получилось так, как после модернизации, когда каждый завод намеревался производить сыры. Это могло привести к конкуренции между собой, а потом и на зарубежном рынке.
Нам это нужно?
Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»