Валютная отрасль

ЭКОНОМИКА нашей страны открыта. Практически все ее отрасли экспортно ориентированы. Поэтому благополучие Беларуси во многом зависит от динамичного наращивания поставок и услуг на внешние рынки, от положительного внешнеторгового сальдо. Доля экспорта продовольственных товаров в общем его объеме за три квартала составила 9 процентов. На ноябрьском совещании по вопросам поставок продукции за пределы республики глава государства потребовал от чиновников всех рангов впрягаться в работу и основательно пахать на этом поле.

За три квартала предприятия Минсельхозпрода экспортировали продовольствия на 2148 миллионов долларов

ЭКОНОМИКА нашей страны открыта. Практически все ее отрасли экспортно ориентированы. Поэтому благополучие Беларуси во многом зависит от динамичного наращивания поставок и услуг на внешние рынки, от положительного внешнеторгового сальдо. Доля экспорта продовольственных товаров в общем его объеме за три квартала составила 9 процентов. На ноябрьском совещании по вопросам поставок продукции за пределы республики глава государства потребовал от чиновников всех рангов впрягаться в работу и основательно пахать на этом поле.

До конца года и в следующем делать это надо лучше и глубже. Иначе уже в ближайшее время могут потеснить конкуренты. Национальный российский союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), например, выступает против соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией. По мнению Национального союза производителей молока, в случае присоединения Новой Зеландии к зоне свободной торговли произойдет рост импорта молочных продуктов из этой страны. А при перераспределении объемов поставок основная ценовая война случится с производителями Республики Беларусь — ведущего экспортера в Россию. К тому же цены на новозеландские молоко, сыр и сливочное масло, даже с учетом пошлин и стоимости доставки, будут значительно ниже продукции российского и белорусского производства.

Предостережение довольно серьезное. Поэтому производителям необходимо жить не только днем сегодняшним, завтрашним, но и отдаленной перспективой, расширяя рынки сбыта, снижая себестоимость продукции, улучшая ее качество, то есть с учетом тенденций, которые происходят на мировом рынке. Как отмечал на совместном заседании Совета Министров республики и Палаты представителей Национального собрания заместитель Премьер-министра Михаил Русый, с вхождением страны в Таможенный союз, а через него практически и в ВТО, уже в ближайшей перспективе ситуация усложнится, а импортный таможенный тариф, которым сегодня приходится пользоваться, перестанет играть роль основного защитника рынка.

Республика уже не первый год наращивает экспортный потенциал продовольствия. Причем не только мясо-молочной продукции, которая составляет основной объем поставок. За три квартала увеличились отгрузки в натуральном выражении мяса птицы (в полтора раза), почти в два — колбасных изделий, в 1,4 раза — готовых и консервированных изделий из мяса, масла животного. Поставки сыров и творога возросли на 8,7 процента, сухого обезжиренного молока — почти на четверть, сухого цельного молока — на 55 процентов, яиц — на 12,8 процента, овощей и грибов — в два раза. Больше отправлено на экспорт и желатина. В результате за девять месяцев организации Минсельхозпрода в дальнее и ближнее зарубежье поставили товаров на 2148 миллионов долларов США, или 109,4 процента к соответствующему периоду прошлого года. Но мы еще мало продаем на внешнем рынке картофеля и овощей, семян зерновых и многолетних трав, хотя имеем большой генетический фонд сортов белорусской селекции. Помню, как в свое время в Беларусь специально приезжали закупать племенной крупный рогатый скот. Однако его экспорт в последнее время сведен до минимума. По-прежнему используются зачетные схемы при реализации продукции, а это неизбежно ведет к падению цен.

Экспортную политику отрасли в основном определяют молокопродукты, на долю которых в январе—сентябре пришлось более 57 процентов, мясо и мясопродукты (32,3 проц.), казеин (2,3 проц.) и яйцо (1,4 проц.). При этом средние экспортные цены в разрезе областей по отдельным видам продукции имеют существенную разницу. Брестская область, например, продавала свою продукцию по более высоким ценам, что нельзя сказать о Гомельщине, Гродненщине и Минщине. Отдельные мясокомбинаты вместо готовой продукции отправляют на экспорт полутуши, не получая добавленной стоимости. Правда, вскоре этому будет зажжен красный свет. Не в полной мере используются перерабатывающими предприятиями действующие за рубежом субъекты товаропроводящих сетей, их логистика.

Для сохранения рынка России в нужных объемах, обосновывал позицию Минсельхозпрода на коллегии по итогам работы подведомственных предприятий за 9 месяцев начальник главка внешнеэкономической деятельности Василий Прудников, предприятия мясо-молочной промышленности должны уделять больше внимания реконструкции предприятий, увеличивать глубину переработки, повышать качество сырья и производимой продукции, сокращать затраты на ее производство на всех этапах. Однако эта работа, по его словам, проводится не на должном уровне. За 8 месяцев, например, реализовано колбасных изделий и изделий из мяса мясокомбинатами и хозяйствами Минсельхозпрода на 66,7 миллиона долларов, или 3,4 процента от объема экспорта, и 7 процентов от объема реализации мясопродуктов, в то время как коммерческие структуры республики поставили этой продукции на экспорт на 272 миллиона долларов, то есть в 4 раза больше. На ближайшее время задача стоит довести удельный вес экспорта колбасных изделий и изделий из мяса до 30 процентов в структуре реализации мясопродуктов. При этом руководитель главка признал, что специалисты на ряде мясокомбинатов не могут подготовить нужного качества даже туши охлажденного мяса говядины и реализовать его. Как можно объяснить тот факт, задавался он вопросом и не находил на него ответа, что в октябре мясокомбинаты Брестчины продали на экспорт охлажденной говядины 1310 тонн, Гомельщины — 469, а Могилевщины — только 180 тонн, или в 7 раз меньше.

Что касается экспорта молокопродуктов в натуральном выражении (в пересчете на молоко), то он за три квартала увеличился более чем на 30 процентов, а в стоимостном выражении — на 8,2 процента. Поставки за пределы республики мяса и мясопродуктов тоже возросли в стоимостном и натуральном выражении на 18,1 и 14,8 процента соответственно. При этом наращивание экспортных поставок в стоимостном выражении обусловлено ростом экспорта в натуральном выражении почти по всем основным товарным позициям. Не прогрессировали лишь цены на молочную продукцию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Региональный экспорт продуктов в последнее время остается практически неизменным. Главным внешнеторговым партнером организаций Минсельхозпрода по-прежнему остается Россия. По данным Белстата, за девять месяцев ей поставлено продукции почти на 1952 миллиона долларов США. Прирост составил 11,3 процента. Удельный вес нашего восточного соседа в общем объеме экспорта продовольствия оценивается почти в 91 процент и увеличился на 1,6 процента. Наши сыры, колбасные и молочные изделия знают в 72 регионах России, из которых Москва, Санкт-Петербург и Московская область являются основными потребителями. За ними соответственно следуют Смоленская, Брянская, Орловская, Нижегородская, Воронежская, Ленинградская, Калининградская области. При этом экспорт превышает импорт. Сальдо в торговле с Россией тоже является положительным и достигло 1694 миллионов долларов. Кроме России, крупнейшими импортерами продукции предприятий Минсельхозпрода оставались Казахстан, Украина, Польша, Германия, Азербайджан, США, Литва и Латвия.

В последнее время мы стали меньше поставлять в страны дальнего зарубежья шкур крупного рогатого скота. Временный запрет пришлось принять в интересах отечественной перерабатывающей промышленности. Сократились также объем экспорта и экспортные цены на казеин, что в свою очередь сказалось на поставках в дальнее зарубежье. По сравнению с прошлым годом он уменьшился немногим более чем на 20 процентов и составил 73 миллиона долларов США. Основными видами экспортной продукции в страны дальнего зарубежья были казеин, масло рапсовое и льноволокно.

Однако, несмотря на наращивание экспортного потенциала, покорить прогнозный показатель по темпам его роста не удалось. В первую очередь это обусловлено снижением цен на молочную продукцию в мире, в том числе и у основного нашего потребителя. Так, средние экспортные цены Беларуси в январе—сентябре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на масло животное, например, на четверть, сыры и творог — на 6,8 процента, сухое цельное молоко — на 20,3, сухое обезжиренное молоко — на 16,5 процента. Недобор экспортной выручки только за счет снижения экспортных цен на молокопродукты составил за 9 месяцев около 225 миллионов долларов, или 10 процентов экспорта организациями Минсельхозпрода.

Для поддержания и укрепления позиций на мировых рынках отечественным производителям необходима мощная экспортно ориентированная структура. В связи с этим по поручению главы государства планируется создание областных уже до конца года и на республиканском уровне крупных компаний с агрессивной политикой сбыта продукции, отлаженной логистикой, выверенной специализацией и выгодным для производителя механизмом взаимодействия. Для реализации этого проекта необходимо в кротчайший срок выработать механизм управления с учетом мирового опыта и интересов производителей. Чтобы не получилось так, как после модернизации, когда каждый завод намеревался производить сыры. Это могло привести к конкуренции между собой, а потом и на зарубежном рынке.

Нам это нужно?

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter