Вагон проблем

Когда освободятся запасные пути?

Когда освободятся запасные пути?


Переступив порог Могилевского вагоностроительного завода, испытал странное чувство. Ощущение, будто адрес перепутал: вместо машиностроительного предприятия попал на товарную станцию. От огромного количества минераловозов и полувагонов, используемых для перевозки сыпучих грузов, аж зарябило в глазах...


— Предприятие не отгружает продукцию с апреля, — объясняет ситуацию Валерий Осипов, возглавивший завод меньше двух недель назад. — Сегодня на территории скопилось 50 минераловозов и около 200 полувагонов — на общую сумму 35 миллиардов рублей. Деньги, конечно, огромные. В стране всего два потребителя нашей продукции — «Беларуськалий» и Белорусская железная дорога. До недавнего времени с ними даже контракты на поставку техники не были подписаны. Лишь после совещания в Правительстве дело частично сдвинулось с мертвой точки: калийщики подписали с нами договор. А вот железнодорожники не спешат: то говорят, что у них нет потребности в полувагонах, то цена не устраивает.


Собственно, цена и не может устраивать. Если могилевчане просят за единицу своей техники около 44 тысяч долларов, то аналог украинского или российского производства, не уступающий по качеству, стоит 35 тысяч. Разница — почти на треть! Не надо быть великим экономистом, чтобы сделать вывод: рачительный хозяин предпочтет то, что дешевле...


— Пока мы довольны своей зарплатой, — единодушны во мнении слесари Андрей Басков и Валерий Карпеков. — Но что будет, если предприятие вдруг встанет из–за того, что продукция никому не нужна? Боимся даже думать об этом. У каждого ведь семьи, дети...


А такой поворот событий, признает Валерий Осипов, не исключен, если товар не продастся. Сейчас долг завода перед поставщиками комплектующих из Украины и России составляет около 10 миллионов долларов. Зарубежные партнеры прекратили отгрузку. Ждут, пока могилевчане с ними не рассчитаются. Не найдутся сегодня деньги — завтра вагоны не будет из чего собирать.


Для того чтобы выбраться из тупика, на заводе сейчас решают сразу несколько проблем. Во–первых, пытаются снизить стоимость единицы продукции хотя бы до 38 тысяч долларов. Российские потребители готовы платить такую цену. Тогда и склады удастся разгрузить. Идет речь и о собственном производстве запчастей, чтобы не зависеть от диктата поставщиков. Думают здесь также о выпуске зерновозов, лесовозов, цементовозов, цистерн. Спрос на эти товары огромный.


— Конечно, все это надо было делать раньше, — сокрушается директор. — Теперь же приходится нагонять упущенное время...


Первый заместитель Могилевского облисполкома Владимир Кравцов считает, что урегулированию ситуации на вагонном заводе должен помочь госзаказ.


— Белорусская железная дорога, уверен, купит полувагоны могилевского производства, — считает Владимир Васильевич. — Это вопрос времени. Есть поручение первого вице–премьера, которое надо выполнять. Другое дело, что для предприятия это может оказаться лишь сиюминутным спасением. Чтобы потом не затовариваться и успешно работать на внешних рынках, заводу надо менять ценовую политику — делать свою продукцию действительно конкурентоспособной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter