Что происходит за кадром ток-шоу ОНТ «Дело принципа»

Вадим Гигин любит и умеет повышать градус

В съемочном павильоне видеооператоры проверяют камеры, звукорежиссеры настраивают микрофоны, туда-сюда снуют ребята с переговорным устройством в ушах. С первых минут знакомства с закулисьем понимаешь: создание живой и яркой аналитической программы — это итог работы большой команды, механизм которой отлажен от и до. И через каких-то десять минут я сама увижу, как это все работает.



Интерактив и эмоции

Залитая искусственным светом огромная площадка по своим размерам вполне сопоставима с московскими, где снимают шоу подобного формата. Этим здесь гордятся. Новый павильон оборудовали совсем недавно, и он едва ли не самый большой в стране. День-два поработает в нем специальная служба, и эта обстановка, например, примет облик «Жди меня», а завтра трансформируется под интерьеры «Что? Где? Когда?» Сейчас же это привычная для зрителей «Дела принципа» трибуна с четырьмя креслами для экспертов. Правее — столик с ноутбуком, где будет сидеть второй ведущий, неподалеку от него — серый диванчик, куда придут гости программы. Окружают все это ширмы, украшенные мониторами с ярким логотипом ток-шоу. За декорациями звукооператор, который должен управляться с большой своей бандурой и отвечать за сведение звука от ведущих, гостей на пульт записи. Среди множества видеокамер, раскинутых по студии, замечаю «кран». Продюсер проекта Наталья Селина, проследив за моим взглядом, поясняет, что так телевизионщики называют агрегат с камерой вверху, который используют для получения высокой точки съемки. 

— Может, и вы перед стартом программы бьете, как киношники, тарелку на счастье?

— Нет, у нас немного другие традиции. Но сбор всей компанией накануне нового телесезона — всенепременен. Отчитываемся, можно сказать, где кто побывал, что видел в чужедальней стороне, устраиваем тематические вечеринки, делимся своими впечатлениями. Недавно, например, была кубинская… 

В павильоне уже рассаживаются зрители программы. Администратор Виктория Герасимова их наставляет: «Сумки поставьте на пол, не забудьте снять солнечные очки, полностью выключить мобильные телефоны. Аплодируем только тогда, когда представим всех четырех экспертов. Когда другие гости программы входят в студию, хлопаем до того момента, пока те не сядут на диван. 

Аплодисменты в ток-шоу — это прежде всего эмоции, с их помощью выражают поддержку участникам дискуссии, приветствуют «спикеров», поясняют мне. Также ими заполняют паузы в программе, иногда это еще и способ прервать чересчур затянутую речь. Опасность здесь и в том, что, если зрители устали аплодировать, один-два хлопка не воспринимаются с телеэкрана, создается впечатление, будто в студии что-то упало. Поэтому девушка во время записи будет напоминать им об активности, поднимая белую табличку с красной надписью «Аплодисменты».

В «массовку» стараются подобрать представителей разных социальных групп и возрастов. От ее неравнодушия зависит многое, тем более что в передаче «Дело принципа» больше интерактивности, продолжает Наталья: 

— У каждого зрителя в студии есть пульт, с помощью которого он выражает свое отношение к тому, что говорят эксперты. Данные эти моментально обрабатываются и передаются на экраны. Мы замечали, как иногда гости, видя неодобрение публики, корректировали свою позицию. Помимо этого, максимально стараемся замерить общественное мнение — проводим опрос на улицах. Еще одна фишка — телефонное голосование. Многие удивляются, как это — ток-шоу записывают заранее, а телезрителям предлагают звонить во время трансляции. Но, поверьте, все честно, подвоха нет, современные технологии позволяют это совмещать. 

Последний штрих

Пока Наталья посвящает меня в детали создания программы, рабочая суматоха вокруг продолжается. Слышу, как рекомендации дают и журналистам, которые пришли в студию. Они тоже могут участвовать в дискуссии. Их наставляют: «Если хотите что-то спросить у гостей программы, сигнализируйте рукой. Ведущий Вадим Гигин ждет логического завершения дискуссии, после чего даст вам слово. Вопросы должны быть актуальными, к ранее сказанному возвращаться не стоит. В ток-шоу нормальное явление, когда вас кто-то перебивает. Не обращайте внимания, продолжайте, если не закончили мысль». 

В гостевых комнатах наводят красоту участникам передачи. Как они, так и журналисты должны быть загримированы. Некоторые готовы и возразить, да только им объясняют, что под светом софитов лица блестят, вид приобретают усталый. Ага, делаю для себя открытие, вот почему Гигин, несмотря на несколько съемок за день, всегда в форме...



Программа состоит из трех частей, все они длятся чуть больше 20 минут и прерываются короткими паузами. Главный режиссер Диана Шик дает мне полную раскладку: 

— Все время держу связь с ведущим по рации. Сообщаю Вадиму хронометраж, подсказываю, на кого обратить внимание. Вообще, моя задача скоординировать всех на площадке. Проследить за тем, чтобы все службы были готовы к работе. Всего у нас 9 камер, операторов нацеливаю максимально оперативно успевать снимать реакции, ситуации, которые происходят в студии. Следим и за рассадкой зрителей, все должно красиво смотреться в кадре. Изначально творческие сотрудники могут придумать все что угодно, но только режиссер знает, как это показать.

Лента раздора

Наконец, под аплодисменты зрителей, в студию выходит ведущий Вадим Гигин: «Здравствуйте, в эфире телеканала ОНТ ток-шоу «Дело принципа». После двух пробных дублей, когда технически все отлажено, начинаются реальные съемки. Он кратко излагает суть программы, представляет опытных экспертов и своего коллегу, обозревателя ОНТ, писателя Вячеслава Бондаренко. 

На этот раз говорили о юбилее 70-летия Победы, о том, применять георгиевскую ленту или нет, кто пытается внести разлад в стан победителей, какой будет память о войне для следующих поколений… В одно мгновение мне даже показалось, что вот-вот некоторые участники воспроизведут памятный многим кулачный бой Жириновского. Говорю о своих опасениях Наталье Селиной, а она смеется: 

— Нет, до такого еще не доходило. Но живая дискуссия должна быть обязательно. Ведь игра в одни ворота никому не нужна, зрителю надоест, и он переключит канал. Иногда градус дискуссии действительно настолько высок, что по-режиссерски хочется, чтобы эмоции наконец-то выплеснули. Народ жаждет хлеба и зрелищ, но с точки зрения журналистской этики это неприемлемо. Еще на стадии выбора темы мы садимся с творческой группой и начинаем обсуждать каждую из предложенных. И если спор разгорелся между нами, будьте уверены, он получится и на экране. 

— Все-таки приходилось когда-нибудь вырезать экстремальные куски?

— До нецензурных выражений и уж тем более драк не доходило. Максимум — оппоненты могли повздорить во время перерывов, и то не так сильно, как в российских сюжетах, — говорит Наталья.

— Во время съемки передачи об Украине мы были наготове, — продолжает разговор подошедший к нам Вадим Гигин. — Тогда очень активно перебрасывались мнениями лидеры Украины и обособившихся территорий. Около площадки стоял охранник, но все обошлось.

Рады гостям

От ведущего Вадима Гигина во многом зависит успех программы. Внимательный зритель заметит, как виртуозно он дирижирует процессом, втягивает гостей в дискуссию, острит, язвит, умеет вовремя остановить слишком разговорчивого гостя и направить ход беседы в нужное русло.

— Вадим, что самое сложное для вас как ведущего? — спрашиваю уставшего ведущего после окончания записи.

— Угадать «градус дискуссии». Проще простого спровоцировать конфликт в шоу о семейно-бытовых проблемах. Здесь же спор должен быть информационно содержательным, а не просто «Ах ты негодяй» или «Сам дурак»! Еще очень нелегко вложиться в дедлайн — в отведенное время.

— А какое послевкусие остается обычно от передач, от этой, посвященной нашей Победе?

— Когда работаю, внутри меня борются два подхода к журналистике. Первый — она должна быть объективной. Следуя ему, я должен быть просто модератором: слово тому, слово другому. Есть и другая позиция, когда журналист должен участвовать в дискуссии. Ведь зритель хочет узнать, что думает по этому поводу говорящая голова на телеэкране. Мне ближе второй подход, а объективность — в подборе гостей, имеющих разные взгляды на событие или явление, в предоставлении слова каждому. А если лично, то я — за празднование Дня Победы, за адекватное отношение к истории, прошлое надо любить и уважать. Что касается использования ленточек, на празднике я носил и георгиевскую, и цветок Победы. Думаю, присутствие и той и другой — приемлемый вариант для нашего общества. Могут быть и другие мнения. На программе мы предоставили возможность высказаться всем.

— Тема войны, как историку, наверняка вам близка?

— Да, я ведь не просто интересовался этой темой, у меня дипломная работа была посвящена межнациональным отношениям в Югославии с 1941-го по 1945 год. Мои предки воевали на фронте, были партизанами. Не разделяю мнение людей, которые воспринимают Победу как что-то давно ушедшее. Я человек традиций, пусть их кто-то называет советскими. 

Второй ведущий, Вячеслав Бондаренко, на протяжении всей программы тоже был в теме. Он — один из авторов сценария 10-серийного документального фильма о Второй мировой «Освобожденная Европа» (съемки длились больше года. — Авт.), который по воскресеньям транслируется на канале. Всю передачу Вячеслав сидел за столиком у компьютера и следил за голосованием в студии, вступал в дискуссию и рассказывал о своих наблюдениях по теме. Принципиален в своей позиции:

— Мнения о том, что не нужно проводить парад, что надо разрушать советские мифы, которые звучали в студии, мне абсолютно неприемлемы. Иногда самое неприятное то, что все умные и храбрые собрались сегодня в интернете, а вот выйти на камеру и поговорить начистоту вот так, как это было сегодня, не каждый способен. Поэтому я рад всем гостям, которые сюда пришли и не опасаются высказаться открыто, их позиция заслуживает уважения. 

Тем временем с записью программы один из режиссеров отправился в монтажную. В тот же вечер в назначенное время она выйдет в эфир. А в студии через час начнутся съемки еще одного «Дела принципа». Оно будет посвящено теме безработицы и отношения к труду и выйдет 18 мая в 21.00 на ОНТ. 

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter