Став председателем колхоза, Нина Вергей не изменила туфелькам на каблучках

«В зимнюю вьюгу спешу на работу, и мои следы первые в деревне»

Но, несмотря на эту изысканность, слыла грозой лентяев и выпивох — могла и отвесить в воспитательных целях проштрафившемуся трактористу, и ведром воды окатить, чтобы протрезвел. Но ни одного человека не уволила. И люди росли вместе с ней. А в хозяйстве спустя несколько лет ее стали называть мамой.


Настойчивое предложение тогдашнего секретаря Могилевского райкома партии Владимира Мартинкевича возглавить отстающий колхоз «Красная звезда» в Могилевском районе Нина Вергей в далеком 1975 году встретила весьма по-женски – со слезами. В те времена пошла мода назначать женщин руководителями хозяйств. И куда было деваться — подчинилась партийной дисциплине. Началась новая веха в жизни кандидата сельхознаук – производственная. И совсем скоро в когорте руководителей сельхозпредприятий имя Нины Вергей стало звездным.

Хотя сама она  и думать не думала, что ее имя будет греметь на всю Могилевщину и страну. Окончив с отличием престижный в те времена факультет агрохимии и почвоведения Белоруской госсельхозакадемии, Нина попала по распределению начальником почвенного отряда в Дашковку Могилевского района. Здесь обрела семью и дом на всю свою жизнь. С рождением двух дочерей-погодок перешла научным сотрудником местной опытной станции. А когда младшей Лене было полтора года, поступила в аспирантуру в Минском институте почвоведения и агрохимии:

— Я с 17 лет «смотрела в пробирку», была истинно научным работником. С сельхозпроизводством дела не имела. Когда знакомилась с коллективом, сельчане восклицали: «Деточка, как в своих туфельках тут будешь работать?!» А на вопрос: «Ты пришла нас разгонять?» — я ответила: «Я пришла работать, и работать будем вместе!» И команду не меняла, как нынче модно. Все люди оказались верными соратниками. И сегодня ничуть не жалею о принятом решении.

Хоть не было у Нины Макаровны производственного опыта, но были в натуре сила духа, разум и интуиция. Первым делом, как сама признается, «начала цепляться за землю». Шаг за шагом наводила порядок в колхозе. Для начала заасфальтировали площадки под зерно, сделали сенажные траншеи, навесы для хранения сена. И стали по одной отстраивать молочно-товарные фермы. Через пять лет председательства Нины Вергей в хозяйстве вместо старых полуразрушенных стояли пять новых добротных МТФ. Причем обязательной традицией в «Красной звезде» стало окультуривание прилегающих территорий – вокруг каждой фермы были разбиты цветники и клумбы, прекрасно оборудованы ленкомнаты, обустроены душевые. Начали строить жилье, прокладывать водопровод. Организовали свою бригаду по строительству асфальтовых дорог. Жить и работать надо в хороших условиях – это был основной принцип в стиле руководства Нины Вергей. И, похоже, залог ее успеха.

Хозяйство дважды укрупнялось – через несколько лет к вставшему на ноги под руководством молодой председательши колхозу присоединили телочный комплекс на 2,5 тысячи голов, а затем — колхоз имени Дзержинского. В итоге территории «Красной звезды» протянулись от Могилева до Быхова, укрупнившись с 6 до 10 деревень.


— На наших землях настоящее раздолье — Днепр, пойменные луга. Пойма реки давала нам большую прибыль. Это дар божий — травы на заливных лугах по обеим сторонам Днепра. Чтобы как-то транспортировать сено из-за Днепра, мне пришлось ехать в Белорусский военный округ (подсказали добрые люди!), добыть там понтонную паромную переправу. Военные просто подарили ее нам. Мы до 6 единиц транспорта ставили на паром и вывозили по 500 тонн сена высочайшего качества. А сейчас на пойменные луга, на которые я, можно сказать, молилась, запустили скот. Их ведь нельзя топтать, травмировать, от этого выбивается основной травостой и идет в рост дикая растительность. Луга обязательно надо косить. Где же еще можно взять такое качественное сено?!

Особое внимание уделяла технологии – тут помогало мышление ученого. Вернулись к клеверам, сеяли пропашные культуры: картофеля в лучшие времена высаживали до 400 гектаров, кормовые корнеплоды занимали до 130 гектаров. Зерновых при очень низком балле пашни в 22 единицы получали  свыше 30 центнеров с гектара. На особом счету была «Красная звезда» в молочном производстве: среди 430 хозяйств области занимала 11-е место по валовому производству молока,  надаивали по 3—4 тысячи килограммов от коровы. Это по тем временам считалось хорошим результатом.

Очередным этапом стало создание собственного черно-пестрого стада КРС с высоким генетическим потенциалом. Здесь правой рукой была великолепный зоотехник «Красной звезды» Светлана Лобченко. Полностью обновили телочный комплекс, начали продавать телок. Через 10 лет в хозяйстве уже было свое черно-пестрое стадо в 1,5 тысячи коров и 2,5 тысячи голов телок. На реализации скота хозяйство богатело — пошел денежный оборот.

Такая махина управлялась этой маленькой женщиной не только благодаря ее мощной энергии, но и команде специалистов. Они не просто с нею работали, они росли вместе с Ниной Макаровной. В «Красной звезде» было много орденоносцев. Заодно с коллективом награждали и руководителя — орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие», бронзовой медалью ВДНХ.

— Я изучала бухгалтерию, банковское дело, зоотехнию, ветеринарию. Ассистировала своим ветеринарам. В этой атмосфере и специалисты мужали. Потому и уходили от нас руководителями других хозяйств и организаций. Забрали моего главного инженера Владимира Кононова — секретарем райкома в Славгород, потом он строил Дрибин, потом был в Вейно директором. Секретарь парторганизации Геннадий Кураленко ушел председателем сельского Совета, Владимир Лазовский — главным зоотехником в колхоз имени Заслонова, Сергей Леонов — сначала инженером, потом директором в совхоз «Тимоново». Я с благодарностью вспоминаю людей, которые работали вместе со мной. И особое доброе слово хочу сказать о Викторе Киселеве, который личным водителем у меня отработал 24 года. Ему в полной мере присуще удивительное качество человека и настоящего мужчины — надежность. О чем только ни говорится в председательских машинах. И никогда в жизни из его уст никто не узнал никакого «соленого» факта, производственного секрета, человеческой тайны.

Нина Вергей, поставив на ноги хозяйство, стала настоящим дипломатом, будучи депутатом Советов всех уровней, вплоть до Верховного, членом республиканского и союзного Совета колхозов, часто бывала в Москве, в Министерстве сельского хозяйства. Через открытые двери во властные кабинеты решались проблемы собственного хозяйства. Благодаря этому «Красная звезда» крепчала. Состоятельнее становились люди, богатели личные подворья колхозников. На одной маленькой Садовой улице, где живет по сей день Нина Вергей, было 90 коров,  а вообще в частных подворьях «Красной звезды» — больше 400.  

К СЛОВУ, сегодня бывшая «Красная звезда», а нынче ОАО «Эксбаза «Дашковка» в районной сводке на нижних ступеньках. В хозяйстве чехарда руководителей. Люди стали забывать свое славное прошлое.

— Хорошая судьба у меня. Мне встретились и в личной, и в профессиональной жизни удивительные люди. Что я должна сказать молодым коллегам? За первые 50 лет существования хозяйства мы с покойным Герасимом Акимовичем Бабаковым только вдвоем числились в списке руководителей, а за последние 10 лет уже сменилось пятеро. Я говорила: не возите сюда «чужаков», ставьте руководителями своих, местных. И женщину не бойтесь поставить. Местный человек никуда не будет уезжать, не будет «тащить». Здесь у него родня, люди его знают, уважают. А значит – работать будет на совесть.

За 26 лет своей яркой трудовой деятельности Нина Макаровна Вергей побывала в отпуске только один раз – съездила в санаторий, да и то только по настоятельным рекомендациям медиков, чтобы поддержать сердце, которое стало барахлить от неизбежных перегрузок. Но она никогда не боялась трудностей. И сегодня остается сильным, смелым и цельным человеком. И на вопрос, как этой хрупкой миловидной женщине удавалось руководить огромным сельхозпредприятием в 400 работающих, отвечала всегда, что любое дело будет по плечу, когда есть истинное вдохновение, которое всегда сопровождало ее по жизни:

— Я всегда получала удовольствие от работы, испытывала настоящий восторг, когда, бывало, иду в зимнюю вьюгу на работу, а мои следы — первые в деревне! Осознание того, что я прокладываю путь для всего коллектива, изо дня в день давало мне энергию и силу.

gardiana@источник

Фото автора и из семейного архива
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter