Мама для всех: как живет приемная семья в глубинке

В жизни всякое бывает

Ольга и Игорь Игнатовы щедры на душевное тепло для тех, кто им обделен

— Мне до сих пор кажется, что я в декретном отпуске. Малышка требует много внимания, поэтому времени катастрофически не хватает. За ней нужен глаз да глаз. Вчера смотрели за девочкой втроем: я, муж Игорь и одиннадцатилетняя Лена. Оксана играла с кошкой Масей рядом с нами на улице. До сих пор не понимаем, в какой момент она ухитрилась заглянуть в баню, где в одно мгновенье совершила «теракт»: быстренько открутила кран у емкости, устроила потоп — выбежало литров 100 воды. Ругать? Нет, что вы… Она у нас особенная, поэтому здесь нужны совсем другие методы.

Главу семейства Игоря Игнатова ждут с работы жена Ольга с тремя приемными детьми — Леной, Оксаной и Данилой. 

Решение принято сердцем

Маленькую Оксану, можно сказать, в дом привел приемный папа. Мужское сердце дрогнуло во время заседания совета по профилактике при сельсовете, куда входит Игорь Васильевич. Там как раз обсуждали дальнейшую судьбу девочки с особенностями умственного развития, которая с рождения воспитывалась в доме ребенка.

— Пришел Игорь с этого совета и говорит: «Давай съездим в Витебск, посмотрим на девочку? Жалко ее до глубины души, совсем одна на этом свете», — вспоминает Ольга Сергеевна. — Поехали. И хотя мы не собирались брать на воспитание еще одного ребенка, после знакомства с Оксаной выбора у нас не оставалось: решение было принято сердцем.

Приемная мама очень благодарна работникам местного детсада, куда ходит малышка: они активно включились в процесс, помогают и делом, и советом.

— Знаете, мы за неполный год такой прогресс сделали! — радуется Ольга Сергеевна. — Оказалось, у Оксаны очень хорошая память. Стали эффективными занятия с дефектологом. Правда, имеются проблемы с речью и поведением — девочка гиперактивная, но, возможно, с возрастом это пройдет. Есть надежда, что в будущем Оксана получит рабочую профессию и сможет стать самостоятельной.

В семье Игнатовых с такой любовью и надеждой говорят обо всех детях. Сам по себе напрашивается вывод: для Игоря и Ольги статус приемных родителей — не профессия, а что-то значительно большее.

«Не подходите, это мои!»

— Идея взять на воспитание осиротевшего ребенка к нам пришла сама по себе, — отмечают сельчане. — Свои дети выросли, и мы вдруг поняли: в доме без детских голосов пусто. А тогда, в 2007 году, как раз начиналось это движение: детишек разбирали из детдомов. Мы все изучили и обратились в отдел образования.

В итоге энергетик сельхозпредприятия и продавщица сельского магазина поехали в приют.

— Зашли на территорию, а там детишки играют, — рассказывают Игнатовы. — Самой шустрой оказалась Полина. Симпатичная темненькая девочка тут же подбежала и так посмотрела в глаза, что мы поняли: пропали, больше искать никого не будем. Ей было всего четыре с половиной годика. Папа записан в свидетельстве о рождении со слов мамы, которая к тому времени пропала без вести. Других родственников нет.

Итак, Полина переехала на постоянное место жительства в красивый, ухоженный домик в деревне Ходцы Сенненского района. Чуть позже, года через два, ее приемные родители узнали: у их воспитанницы есть младший братик Даниил. Детей разлучили, когда забирали из семьи, — мальчик был слишком мал для приюта, и его отправили в дом ребенка, а потом в детдом.

Приемные родители решили: нужно детей познакомить, чтобы они в будущем могли поддерживать родственные отношения. И отправились в Оршу. Даника воспитатели предупредили, и он ждал гостей. А когда те перешагнули порог детдома и орава детей бросилась навстречу семейной паре, Даниил обогнал всех, широко расставил руки, заслоняя Игоря и Ольгу, и пронзительно закричал: «Не подходите, это мои!»

Здесь Игнатовы поняли: опять пропали. Взяли Даниила пару раз на выходные, потом на новогодние каникулы, а затем насовсем…

Сейчас подросток оканчивает девятый класс. Собирается, как и папа, стать электриком. Отлично овладел всеми азами сельской жизни: знает, как сажать картошку, поливать растения в парниках, кормить кроликов. Увлекается спортом и рыбалкой — благо поблизости несколько озер. Его сестра Полина учится в Витебске в колледже легкой промышленности, скоро ей исполнится 18.

— Третьим приемным ребенком у нас была Юля, — перечисляет Ольга Сергеевна. — Ее взяли по просьбе службы опеки. Девочка попала в приют. Положенный срок пребывания там заканчивался, отправлять в детдом смысла не было: Юле оставалось всего полгода доучиться в 9-м классе. Маму лишали родительских прав, а свои права на ребенка тогда заявил отец. Ему в итоге девочку и передали. Сейчас у нее уже своя семья, двое детей. Мы переживали за нее и рады, что нашла свое место в жизни. Ведь когда уходила и благодарила за кров, не по-детски заявила: «Если бы меня отдали вам раньше, вы точно сделали бы из меня человека».

Они все родные

Итак — Полина, Даниил, Юля, Оксана. Двое ушли, двое остались. А в декабре прошлого года приемная семья Игнатовых стала «многодетной» — в доме появилась Лена. Опять совсем не по плану. Да и какие могут быть планы, если мама девочки болеет, а ей деваться некуда? Одним словом, пока решалась судьба пятиклассницы, ее передали на воспитание Игнатовым. А те уже шутят: нет ничего более постоянного, чем временное. Судя по всему, растить им Леночку и дальше.

Девочка хорошо адаптировалась в семье, помогает приемным родителям с маленькой Оксаной, забирает ее из садика. Лена хорошо рисует, увлекается биатлоном. Она очень хотела иметь большую семью, и теперь ее мечта сбылась. Приемных родителей зовет мамой и папой. Ходит хвостиком за Игорем — похоже, ей очень недоставало отцовского воспитания.

— Меня смущает немного, когда Лена разговаривает по телефону с родной мамой и рассказывает: «Я пришла из школы, папа сейчас огород копает, мама компот варит…» Сразу представляю себя на месте той женщины, и мне ее по-человечески жалко. Наверное, это очень больно, когда твой родной ребенок называет чужую тетю мамой, — рассуждает Ольга Сергеевна. — Но в жизни бывают всякие обстоятельства, не нам судить других. Моя задача — дать ребенку недостающее тепло и заботу, вернуть ему нормальное детство в благополучной семье. И здорово, когда это получается. Кстати, у нас в Ходцах шесть приемных семей и более десятка приемных детишек. Мы даже свой клуб создали — встречаемся, общаемся, советуемся. Это помогает в сложных ситуациях принять правильное решение.

begunova@sb.by

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter