Конечно, идеальным было бы всегда ездить в ясную солнечную погоду, но наступила осень — туманы, дожди, ранние сумерки… В общем, довольно часто приходится ездить в темноте. И теперь на дорогах нужна особая внимательность
Если встречный автомобиль внезапно включает дальний свет, это может ослепить водителя на несколько секунд, в которые может произойти непредвиденное. В таких случаях лучше сразу съехать на обочину и переждать. Надо быть готовым и к тому, что далеко не все водители ведут себя на ночных дорогах уважительно по отношению к другим.
Не один раз приходилось видеть, как несется тебе навстречу джип, включив все, что только можно, устроив на трассе настоящую иллюминацию. Такого видно еще за полкилометра. И еще не факт, что он перейдет на ближний свет. Я предпочитаю таких «крутых» лучше пропустить, стоя на месте.
Новичку навыки движения в темноте лучше осваивать на дорогах с редким потоком машин.
Перед поездкой следует тщательно протереть фары, рассеиватели, подфарники и стекла автомобиля. Грязь, вода, запотелость под действием света идущего навстречу автомобиля создают рассеивающий эффект, который искажает окружающую обстановку, и не сразу сориентируешься, к примеру, что там лежит на дороге — ворох сена или отвалившийся у кого-то глушитель.
Особая бдительность нужна на сложных участках пути. Я имею в виду низины, речные поймы, болота, где ночью стоит туманная мгла.
Въезжая в пелену тумана, если нет противотуманных фар, сразу переходите на ближний свет, дальний свет, отражаясь от тумана, будет слепить.
Однако противотуманные фары помогают лишь в том случае, если установлены они профессионально и используются в комплексе с ближним или дальним светом соответственно конкретной обстановке.
Противотуманные фары ставят не ниже 0,25 м над поверхностью дороги, располагают относительно поперечных габаритов автомобиля на расстоянии не более 0,4 м (до наружных боковых точек фар). Естественно, противотуманные фары не должны быть преградой для света основных фар, подфарников и указателей поворотов.
Некоторые водители крепят противотуманные фары к облицовке радиатора, но, на мой взгляд, это неправильное решение. Облицовка вибрирует при движении автомобиля, и фары мерцают. Кроме того, что светят они плохо, так еще и служат недолго.
Наилучшее место для противотуманных фар — на бампере.
После установки их необходимо правильно отрегулировать. Это можно сделать и в домашних условиях.
Автомобиль устанавливаем на ровной площадке перед стеной, которую используем в качестве экрана. На стене, к примеру, мелом проводим горизонтальную линию на высоте центра фар ненагруженного автомобиля. Затем автомобиль нагружаем (садятся два человека), включаем фары и регулируем их так, чтобы верхняя граница «свет — тень» каждого луча проходила на 20 см ниже ранее обозначенной линии.
Если ночью туман слабый или идет небольшой дождь, противотуманные фары лучше всего помогают в комбинации с дальним светом. При появлении встречных машин противотуманные фары выключаем и переходим на ближний свет.
Если туман сгущается и дождь усиливается, то больший эффект фары дают при комбинации с ближним светом. Лишь в очень плотном тумане эти фары — единственный помощник.
В такой поездке не забывайте время от времени включать стеклоочистители и обдув стекла. Туман — это не только плохая видимость, но и влага.
С наступлением темноты активизируются обитатели наших лесов и полей. Недавно видел на трассе Минск — Бобруйск сбитого зайца. Очень трудно на скорости среагировать на внезапное появление животного, инстинктивно можешь «вильнуть» с неприятными последствиями. Поэтому через лес всегда еду на небольшой скорости и все время начеку.
Вообще, ездить ночью сложно, но без этого никак не обойтись. И выручат только бдительность и опыт, который, как известно, дело наживное.
Сергей БАЖЕНОВ