О роли экспертной оценки в принятии решений

В споре рождается истина

В любой стране существует несколько уровней принятия решения, и экспертная оценка — один из них. Есть даже такая закономерность: если какой–либо институт власти принимает решение без экспертной оценки, резко возрастают шансы на ошибку. Вот почему важно развивать диалог всех властных структур с экспертным сообществом. И не надо бояться острых дискуссий, нетривиальных взглядов и альтернативных идей. Ведь недаром говорится, что в спорах рождается истина. Это хорошо понимают в Администрации Президента. Поэтому уже традиционными стали заседания Белорусского экспертного клуба при Администрации. Известные политологи, экономисты, ученые, специалисты в области медицины, образования, внешней политики, IT–сферы, представители творческой интеллигенции (всего около 300 человек) в ходе дискуссий, семинаров, «круглых столов», конференций прорабатывают важнейшие общественно–политические проблемы. Словом, сформирован и действует солидный мозговой центр. Уже прошли заседания по тематике международных отношений, общественной безопасности, трудового законодательства, здравоохранения, образования, демографической политики. На днях на базе Национального пресс–центра эксперты обсудили вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте предстоящего 75–летия освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. К сожалению, с каждым годом все меньше становится ветеранов и детей войны, живых свидетелей событий тех лет. А вот популярных мифов и беззастенчивой переписки исторических фактов становится все больше. И на это клюет наше молодое поколение. Как противостоять фальсификации истории? Какую роль в этом должны играть информационные технологии? Какие новые формы работы можно и нужно использовать в процессе гражданско–патриотического воспитания молодежи? Эксперты попытались найти ответы на эти вопросы. Наиболее интересные мнения представляем вниманию наших читателей.

Игорь Луцкий, генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение»:

ФОТО ВЛАДИМИРА
ШЛАПАКА.
— Прежде чем вести разговор о реальных действиях, нужно адекватно анализировать, где находится молодежь и чем она занимается. Если говорить о телеаудитории, то нужно признать, что телесмотрение — удел старшего поколения 45+. Молодежь предпочитает интернет-среду. Поэтому мы серьезно развиваем интернет-направление. И материалы, которые делаются для телевидения, уже сейчас адаптируются для интернет-среды.

Молодым сегодня интересны интернет-игры. И не только стрелялки, а интеллектуальные игры. Модное среди продвинутой молодежи направление — интеллектуальные игры в пабах и кафе, ресторанах, так называемые квизы, — не обошло стороной и Минск. Но никто этим не занимается, не интересуется тематикой. Почему бы в этот и следующий годы не собрать этих ребят и не обозначить тему 75-летия освобождения Беларуси и Великой Победы через вопросы о Великой Отечественной войне, о памяти народа? Их можно очень интересно поставить. Надо находить общий язык с молодежной интеллектуальной элитой. Что такое патриотизм для них сегодня? Это четвертое-пятое поколение, для которого Великая Отечественная война — отголоски далекого прошлого. Мы воспитаны на подвиге советского человека и по-иному воспринимаем эту тему, чем они. 

Молодежная аудитория находится в других сегментах, и надо думать о том, как влиять на эти сегменты. Вот яркий пример: недавно в России прошел фильм «Т-34». Запросы по прототипам героев этого фильма сейчас занимают первые места в поисковых системах.

Александр Метла, исполнительный директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина»:

ФОТО ВИТАЛИЯ
ПИВОВАРЧИКА.
— Надо больше говорить про героев, про них никто не знает. Сейчас, если зайти на военные ресурсы и выбрать белорусских героев-танкистов, наберется около 9 тысяч человек. Читаешь их наградные листы и зачитываешься. Просто не верится, что люди такое сделали. Про них надо фильмы снимать, телепередачи делать, забеги в их честь устраивать. У нас начальный период войны практически забыт. Ребята погибали здесь, оставшись одни. Их никто не описывал, наградные не составлялись. А историки где-то откапывают информацию, используют свидетельства живых очевидцев, мирных жителей о подвигах солдат. Сколько таких примеров, когда одним танком громили немцев, одна пушка сдерживала наступление врага. Но мы как-то об этом не рассказываем. Только по Минскому укрепрайону немцы потеряли 200 танков. И это их данные. За всю французскую кампанию вермахт лишился 600 танков. А здесь только под Минском 200. А нам говорят, мол, под Минском не было сопротивления. На «Линии Сталина» воевали конкретные герои. Некоторые из них еще десять лет назад были живы и к нам приезжали. 

Вообще, мне кажется, люди становятся более патриотичными. Ежегодно у нас бывает по 250 тысяч посетителей, причем среди них не только белорусы. Много шведов, немцев, французов, итальянцев. И мы видим очень много семей с детьми, молодых людей. Они интересуются историей, благодарят, что мы этим занимаемся. Особенно во время реконструкций сражений. Посещаемость нашего сайта также растет за счет молодежи. Более 70 процентов аудитории — люди от 18 до 34 лет. Что их привлекает? Те самые современные технологии, которые мы применяем. Например, реконструкции боев. Вроде как спектакль или кино, но в то же время воспринимается совершенно по-другому. Потому что кино — это узкий формат, можешь сделать несколько дублей и выбрать лучший. У нас же должно все сработать сразу. И люди очень позитивно это воспринимают. В познании истории должно быть больше интерактивностей, движения, чтобы техника тех лет ходила, стреляла и молодежь воочию видела, как все было на самом деле. 


Владимир Макаров, начальник управления информации — пресс-секретарь главного управления идеологической работы Министерства обороны: 

ФОТО АЛЕКСАНДРА
КУЛЕВСКОГО.
— Пять лет назад газета «СБ. Беларусь сегодня» опубликовала мое интервью «Воспитание по Макарову». Главный посыл был таков: у нас прекрасная молодежь. Проблема в воспитании воспитателей. Это семья, родители, наша элита. Воспитывать никогда не поздно и никогда не рано. Сейчас идет мощнейший удар по социогуманитарному направлению. Надо искать новые формы и методы работы с молодежью, и они есть, в том числе через игровые технологии. Вопрос в том, кто будет заказывать правила игры. Например, есть такая компьютерная игра «Сталинград». Единственная в мире игра, в которой, для того чтобы выиграть, нужно убить своего же начальника — комиссара... Идет целенаправленное воздействие на сознание подрастающего поколения. И противостоять этому надо на всех уровнях.

Дмитрий Жук, директор — главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня»:

ФОТО ЮРИЯ
МОЗОЛЕВСКОГО.
— Самые большие беды у нас от некоторых исследователей, которые вязнут в деталях, забывая о главном. А молодежи нужно рассказывать главное, важное для понимания. То, что сделали в фильме «Т-34». Кто постарше, помнит фильм «Жаворонок» 1960-х годов. Сделали ремейк — замечательно. К сожалению, у нас нет возможности (или умения) снимать такие блокбастеры. И слава богу, что у нас с его создателями одна языковая среда. Сбрасывать это со счетов и не пользоваться этим — величайшая глупость. У нас история одна и позиция одна. Поэтому нет ничего страшного и плохого в том, что когда-то нас водили в школе в кинолекторий, где обязательно были фильмы патриотического содержания. Сегодня тоже надо такое практиковать. Но фильмы должны быть такие, которые западут в душу молодому человеку. 

Наша редакция взялась за оцифровку партизанского архива. Может быть, кто-то, у кого родственники были в партизанах, боролись в подполье, попытается по фамилии, году рождения, по отряду поискать своего деда. Уже будет неплохо. Что еще нужно делать, чтобы удержать историческую память у родителей, а они соответственно у детей? Ведь многое формируется и закладывается в семье. Мне сегодня очень горько, что только наш обозреватель «проехался» по уважаемому порталу, который разместил видеоролик о том, как советская подлодка в январе 1945 года потопила в Балтийском море корабль военного флота Германии «Вильгельм Густлофф». Во время этой атаки погибло около 5 тысяч человек, в том числе семьи немецких офицеров с детьми, которых эвакуировали. Посыл был таков, что это событие надо рассматривать как военное преступление, которое совершил советский подводник Александр Маринеско. Все это внедряется в головы молодежи. А мы, уткнувшись в свои дела, не видим этого. Вот что разрушает память. Недавно «Евроньюс» показал сюжет про бомбежку Хиросимы. Там все было, кроме одного: кто бомбил. В массовом сознании молодых японцев это делали русские, с которыми у Японии конфликт за Курилы. Им никто этого не говорил, авторы фильма ничего не соврали, они просто умолчали об истинном виновнике трагедии. 

Мне кажется, нам нужно прежде всего посмотреть на себя. В Москве я был свидетелем одной ситуации. Директор госархива стал рассказывать про 28 панфиловцев, которых, дескать, не было, все это миф и так далее. Встает замдиректора агентства ТАСС и говорит: «Я учился в советской школе имени 28 панфиловцев, для нас это был культ. Вы хотите сказать, что подвиг дивизии Панфилова при обороне Москвы тоже вранье?» Умнейший человек, доктор наук. Это добавляет патриотизма? Хорошо, пусть такая правда будет в ваших диссертациях. В массовом сознании элемент героизации обязательно должен присутствовать. В умах и сердцах детей должны быть герои, которые защищали свою землю. 

Вот когда мы объединим в этом усилия, тогда будет результат.

Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ:

ФОТО АЛЕКСАНДРА
КУЛЕВСКОГО.
— Я не стал бы идеализировать советское время. Там тоже бывало всякое. 1957 год, ноябрь. В газете «Правда» выходит статья, подписанная маршалом Коневым, в которой было написано, что Жуков не такой уж крупный полководец, у него были провалы, он проиграл несколько сражений. Правда, подобная публичная критика, инициированная властями, только прибавила авторитета легендарному герою. Но ведь доходило даже до такого шельмования. Были и серьезные недостатки в воспитательной работе. Ведь откуда взялись прибалтийские неонацисты? Да и наши поклонники «Белорусской краёвой обороны»? 

Учитывая это, мы должны принимать конкретные и грамотные шаги. Юбилейные даты истории Великой Отечественной всегда приводили к колоссальному патриотическому подъему. Какие у нас здесь проблемные моменты? Необходимо четко обозначить период, когда эту кампанию проводить. Да, она будет длиться весь год, но нужно дать старт. Почему бы не сделать это 4 мая — в 75-ю годовщину Ушачского прорыва. Сейчас это почти забытое событие. А ведь мы говорим о крупнейшем партизанском сражении в истории Европы — Полоцко-Лепельской битве. Наши историки об этом мало пишут. А западные, прежде всего немецкие, уже поспешили приписать победу оккупантам. В Ушачах стоит огромный мемориальный комплекс «Прорыв». И там должны проводиться мероприятия общенационального масштаба. 

Также очевидны и две основные темы, по которым следует проводить эту работу: во-первых, партизанское и подпольное движение, во-вторых, операция «Багратион». Первое сейчас подвергается невиданной информационной атаке. Но ведь белорусское партизанское движение — гордость нашего народа. А операция «Багратион»  — крупнейшая стратегическая наступательная операция Второй мировой войны, самое успешное сражение Красной Армии. Сколько у нас историки написали трудов по операции «Багратион»? Когда была последняя публикация? Или же почему на площади Притыцкого в Минске нет памятника герою, в честь которого сама эта площадь и улица названы? (Сергей Притыцкий, один из организаторов комсомольского подполья и партизанского движения в годы войны. — Прим. ред.) 

Что касается нового языка, на котором нужно говорить с молодежью, то хуже всего, если мы начнем механически подстраиваться, заигрывать. Люди тут же почувствуют фальшь. Нужно идти в ногу со временем, но сохранять все же идейный стержень. Социальные сети, компьютерные игры — инструменты, формы работы, но не ее суть. Вот об этом нужно помнить.

ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКА.

Владимир Перцов, директор представительства Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в Беларуси:

ФОТО ВИТАЛИЯ ГИЛЯ.
— Со стороны Запада идет создание ложных образов, которые эффективно насаждаются через массовую культуру, интернет-ресурсы. Наши оппоненты действуют прагматично и технологично, используя самые передовые механизмы влияния. И молодежь этим ресурсам доверяет. Мне кажется, нам не нужно на данном этапе углубляться в специфические дискуссии, пересматривать итоги войны. Великая Победа остается Великой Победой. Давайте сформируем такую концепцию, которую будем эффективно продвигать в преддверии 75-летия и освобождения Беларуси, и 75-летия Великой Победы. В некоторых бывших постсоветских республиках давно переоценили и саму войну, и роль Великой Победы. Поэтому следует выработать (или скорректировать существующую) единую научную концепцию, продумать стратегию, с которой мы, журналисты, должны пронести историческую правду в массы. 

Как это сделать? Те хорошие наработки, которые применялись во времена нашей молодости, теперь не работают для нынешней молодежи в силу того, что молодежь уже другая. У нее свои каналы коммуникации, и мы должны идти к ним через их источники информации, в том числе через социальные сети, флешмобы, блоги, перформансы, презентации, то есть использовать все то, что нравится молодым. 

Мы — страна победителей, и это единственная правда, которую мы обязаны вкладывать в сознание школьников. Иначе вакуум заполнится альтернативной историей. 

В мире давно идет информационная война, и надо уметь противостоять нападкам извне. Необходимо провести ревизию всех медиаканалов, которые присутствуют на территории Беларуси. Такая работа проводилась и проводится во всех странах. Там это уже достаточно отлаженная процедура. Нам тоже следует посмотреть, на чью мельницу льют воду работающие у нас медиаресурсы, какие цели они преследуют. Если это действительно независимые СМИ, со своими суждениями, ради бога… Если же это элемент деструктивной деятельности, информационной войны, которая не менее разрушительна, чем война горячая, то к таким орудиям и относиться нужно соответственно.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter