В сети не засветились

Что может легко и быстро связать продавца и покупателя? Пожалуй, интернет. Наполненный информацией сайт с удобной навигацией, прайс–листами, контактными данными — лучшая реклама любому производителю...

Что может легко и быстро связать продавца и покупателя? Пожалуй, интернет. Наполненный информацией сайт с удобной навигацией, прайс–листами, контактными данными — лучшая реклама любому производителю. И просто необходимость для тех компаний, которые хотят заявить о себе. Но, увы, многие предприятия и не думают «прописываться» в сети.


Около года назад «СБ» уже касалась этой темы. Тогда власти задались вопросом: почему сайты наших производителей хороши лишь с виду — яркое оформление, красивые фотографии, но под оберткой почти всегда оказывается «пустышка». Никакой полезной информации, когда последний раз обновлялись новости, не вспомнит даже админ, да и список полезных ссылок давно стал бесполезным.


Указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», подписанный 1 февраля 2010 года, обязал предприятия усовершенствовать интернет–странички. Открываю окно браузера...


Захожу на сайт одного из крупнейших производителей трикотажных изделий из хлопка. Страничка с хорошим дизайном, интерфейс удобный, есть английская версия (значит, руководство задумывается о зарубежных партнерах), в разделе «Контакты» указаны телефоны отделов маркетинга и продаж, рекламы. Да и каталог только радует: обновляется ежемесячно, есть фото каждой модели с описанием состава ткани, из которой сделана майка или джемпер. А цены на всю продукцию в трех валютах — евро, российских и наших рублях. Работают!


Чего не скажешь о компании из Жодино, выпускающей трикотаж. На первой страничке читаю: «Мы молодое, быстроразвивающееся предприятие...» А визитка — сайт — на слабую «троечку». Над дизайном, похоже, никто особо не работал, да и с интерфейсом проблемы. Зато посетитель может прочитать новости о предприятии, правда... майские. Что так?


— Продажи у нас и так хорошие, без сайта, — отвечают на мой вопрос в отделе маркетинга предприятия. — А страничку переделывать не собираемся, на это ведь деньги нужны!


Страничек некоторых организаций в просторах интернета я так и не нашла. В каталогах есть информация о них, а вот ссылки отсутствуют. К примеру, предприятие из Гомеля производит вагонные запчасти, колодки, металлические изделия, гвозди, в общем, специфическую продукцию, которая идет также на экспорт. Казалось бы, для зарубежных клиентов сайт — необходимая вещь. Но в организации так не считают.


— Те, кто надо, о нас знают, — уверены в отделе продаж. — Да и не было такого распоряжения сделать сайт. Мы понимаем, что неплохо было бы разместить фото наших товаров с ценами в интернете, но в поиске клиентов это ведь никак не поможет.


Обзвонив несколько организаций, пришла к выводу: ответ достаточно типичный.


— Предприятия пока не верят в интернет как в способ продажи своих товаров и услуг, — считает специалист минского центра стратегического развития Ольга Лобах. — Системные администраторы разрабатывают сайты, но продвигать их должны маркетологи. Отследить эффективность работы этих специалистов достаточно сложно. Ведь директору предприятия не всегда предоставишь статистику, к примеру, как увеличились продажи с момента последнего обновления сайта. Руководителям результат нужен здесь и сейчас. Поэтому на интернет–ресурсы как на инструмент торговли они делают ставки в последнюю очередь.


Кстати, удивительно, но на сайтах вы не найдете цен на товары и услуги. Неужто секретная информация? Захотела купить телевизор, выбрала подходящую модель, а стоимость узнаю уже по телефону. Да и интернет–магазины есть не у каждого предприятия: а ведь выгодно! Большинство потенциальных покупателей готовы заказывать товары через сеть. Иногда это даже дешевле и намного удобнее, чем толкаться в очередях в душных гипермаркетах. А производитель на этом заработает!


— Сам я уже лет пять приобретаю товары в интернет–магазинах и не понимаю, почему от такой формы торговли отказываются, — удивлен главный редактор информационно–аналитического сайта onliner.by Виталий Шуравко. — Ведь покупатель может выбрать в интернете любой товар, сравнить цены, почитать отзывы, в общем, получить о нем полную информацию за полчаса. В обычных магазинах этого сделать не удастся.


Впрочем, интерес к обновлению сайтов все же просыпается. Это могут подтвердить специалисты компаний, занимающихся веб–дизайном, продвижением, редизайном и хостингом.


— Недавно клиенты попросили срочно за неделю сделать редизайн сайта. То есть года три назад он был создан «для отмашки», — рассуждает директор одной из минских веб–дизайн–студий Сергей Касперович, — а когда поняли, что не соответствует нужному уровню, обратились к нам. Это хороший знак. Но мало сделать хороший сайт, важно не дать ему погибнуть в первые же месяцы жизни. За развитием интернет–странички должен следить квалифицированный системный администратор, а таковых на некоторых предприятиях попросту нет. И снова руководители заходят в тупик: сайт вроде бы и есть, только вот «присматривать» за ним некому.


Можно ли говорить, что отдача будет тут же, едва появится хороший сайт? Безусловно, нет. Появление веб–ресурса не значит, что сразу придут клиенты, инвестиции, увеличится товарооборот. Видимо, это нередко смущает руководителей, мол, зачем заниматься тем, что не принесет прибыли сей момент...


Закрывая очередной бесполезный сайт, подумала: хоть и говорят, что в интернете можно найти все, порой приходится изрядно попотеть, чтобы отыскать нужное. А главный недостаток наших веб–страничек, на мой взгляд, все же не в дизайне, интерфейсе и прочих технических вещах. Основная проблема, думается, скорее в людях, которым интернет кажется сомнительным подспорьем привычной торговле из рук в руки. Хотя мировая практика уже давно доказала обратное.

 

Коллаж  анны  Вяжевич,  «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter