В ритме сердца

Секреты профессора Е

Секреты профессора Е


Это был первый визит китайских кардиохирургов к белорусским коллегам. И впервые ход нашей операции во всех деталях отслеживал профессор Е из Юго–Восточного университета КНР. Китайцы в операциях на сердце — доки не меньшие, чем литовцы, немцы и чехи, у которых в свое время мы прилежно учились. И занимает медиков из Поднебесной та же проблема, что и РНПЦ «Кардиология» все последние годы, — нарушения ритма сердца. Даже такая новая наука «отпочковалась» — аритмология.


Сами подумайте: по крайней мере, каждый десятый пациент кардиологов становится заложником ситуации, когда собственное же сердце в нарушение законов природы сбивается с ритма. «Как лошадь — с копыт», — уточняют порой больные. «Только от одного из видов аритмии — фибрилляции предсердий — в Европе страдает от 2 до 4 процентов населения, а в Беларуси — более 100 тысяч человек!» — приводит статистику ведущий научный сотрудник лаборатории нарушения ритмов сердца РНПЦ «Кардиология», кандидат медицинских наук Александр Часнойть. Не секрет, что сердце, в отличие, например, от мышц, человек практически не способен держать в узде и долгое время, если все в порядке, вообще не ощущает его стука. Впрочем, сильное сердцебиение — тоже не всегда печальный вестник, поскольку может возникнуть и при физическом напряжении, и от стресса, и как результат злоупотребления крепким кофе, чаем, табаком или алкоголем. Даже повышение температуры тела всего на 1 градус увеличивает сокращения нашего главного «насоса» на 10 ударов в минуту! Но уж если ритм «сорвался», не заметить это невозможно: человек наконец–то ощущает, что сердце есть и не просто бьется — колотится, замирает или ведет себя совершенно хаотически. Второй вариант развития событий: появляется общая слабость, когда уже трудно делать ту работу, что раньше, подниматься без остановки на этаж, на который прежде легко взбегал. Одышка, отеки на ногах — ими аритмия порой тоже заявляет о себе.


Три операции, проделанные в Минске интернациональной бригадой, по словам Александра Часнойтя, одновременно относятся как к наиболее виртуозным, так и к самым новейшим. И это действительно труд ювелира: ввести пациенту под местной анестезией через бедренную артерию двухмиллиметровые катетеры, добраться прямиком до сердца, сделать дырочку в правом предсердии и, проникнув в левое, где обычно локализуется очаг — участок ткани, которая по той или иной причине задавала неправильный ритм, — прижечь его радиочастотной энергией. Описать операцию на словах, конечно, просто, а ведь каждая под живейшие комментарии, советы и предложения собравшихся длилась минимум 4 часа. В год же РНПЦ «Кардиология» может вылечить фибрилляцию предсердий на хирургическом столе у 30 — 50 больных. Дело в том, что подходит такая процедура не всем и нуждается в ней не каждый, а только тот, кто очень плохо переносит приступы. Впрочем, за дело хирурги берутся и в других, более опасных для жизни ситуациях. В этом году, к примеру, нескольких больных от особо стойких, не поддававшихся никакому лечению аритмий избавил сам Юрий Островский...


Что способствует аритмии?


   Заболевания центральной нервной системы.


   Некоторые лекарства.


   Недостаток в организме калия или кальция.


   Патология органов пищеварения.


   Невроз.


   Сниженная функция щитовидной железы.


   Инфекции.


   Повышенное внутричерепное давление.


Справка «СБ»


Видов аритмий — множество. Среди тахиаритмий наиболее распространенная мерцательная аритмия (самая опасная фибрилляция желудочков), при которой предсердия неэффективно колеблются с частотой от 200 до 600 раз за минуту. При тахикардии частота сердечных сокращений много больше, чем 90, при брадикардии — ниже 60 ударов в минуту, при пароксизмальных нарушениях ритма пульс ускоряется до 140 — 200 и даже более ударов.


Сверим «Часы»


«Обычно сердце работает в правильном, так называемом синусовом ритме — от 60 до 80 ударов в минуту, — объясняет азы аритмологии Александр Часнойть. — Причем интервалы между сокращениями примерно одинаковы: одно сокращение в секунду. А у больных аритмией даже в покое пульс может доходить до 100 — 120 сокращений в минуту, при малейшей нагрузке, допустим, ходьбе по лестнице — значительно больше. Не зря говорят: хороший пульс — залог здоровья. Но понятие «норма» разное у разных медицинских школ». Например...


l Хотя у нас классические значения хорошего пульса — 60 — 80 ударов в минуту, многое зависит от вида деятельности и физической подготовки. Так, у спортсменов пульс может снижаться до 50 ударов в минуту, а в некоторых ситуациях и 90 ударов — вариант нормы.


С точки зрения американцев, только 100 ударов в минуту и выше — избыточно частый пульс.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter