В поисках утраченного

Да, в истории нашего города Менеска, Менска, Минска по–прежнему хватает белых пятен. Так, до сего времени историки, ученые, исследователи предполагают, спорят, размышляют об истинной дате рождения города...

Да, в истории нашего города Менеска, Менска, Минска по–прежнему хватает белых пятен. Так, до сего времени историки, ученые, исследователи предполагают, спорят, размышляют об истинной дате рождения города. Путаница происходит и с названием города. По историческим документам, почти до ХVI века его называли Менеск.


Через много веков название Менеск трансформируется в Менск, и проживет это имя до 1939 года. Хотя и потом старожилы будут упрямо звать свой город Менском. В моем семейном архиве сохранилась довоенная фотография родителей: на стене тогдашнего первоклассного кинотеатра «Чырвоная зорка» красовалась надпись — «Менск... 1939».


Поддавшись общему желанию докопаться до истины, осмелюсь и я высказать собственное предположение относительно наречения города. Однажды, перебирая святцы — перечень православных имен, натолкнулась на имя Менигн, что в переводе с греческого обозначает «крепкий подколенок». А что, подумалось мне тогда, если основанием для названия древнего Менеска не явились экономические предпосылки, а стало образное решение, данное самим князем Чародеем — мудрым, тонким политиком и искусным дипломатом? Ведь христианское имя Менигн диктует будущему форпосту южных границ полотского княжества определенные задачи: «подколоть» противника, вторгшегося на порубежье, не допустить к священным землям Полотска. Да и знак внимания к христианской религии налицо. Автор «Географии Минской губернии» А.Смородский как бы подкрепляет мою версию своей информацией о том, что «...самая возвышенная часть города находится при устье речки Мениги, от которой получил свое название Менигскъ».


В 1873 году о главном городе Северо–Западного края Российской империи историки писали: «Центр Минска лежит на равнине или даже на низменности, а края его раскинуты на возвышенностях и крутизнах, благодаря чему представляется красивый вид, особенно с Борисовского тракта, недалеко от бывшего предместья Комаровки, вошедшего в состав города. Отсюда раскидывается панорама холмов и пригорков с возвышающимися на них высокими зданиями и незначительными долинами самых разнообразных форм... Прежде всего открываются аллеи Городского сада, потом здания на так называемом прежде Новом рынке, Архиерейская церковь с архиерейским двором, затем выступает Соборная площадь, называемая ранее Высоким рынком. На ней виднеются православный собор, костел и губернаторский Дом. Направо от Соборной площади город как бы разрывается и тонет в долине Низкого рынка, закрытой Троицкой горой, базарной площадью. Наконец, вдали от Троицкой площади блестит серебром река Свислочь, опоясывая часть так называемого Татарского конца и кладбища Сторожовку». Таковы географическая характеристика и лирический портрет города второй половины ХIХ века.


Город упорно продвигался с запада на восток, подминая под себя болота, заполняя долины, взбираясь на взгорья, поднимаясь все выше и выше. «Четыре ступеньки «узвышша» — так образно назвала бы я историческое развитие моего города за 9 столетий. Оно не было планомерным, ровным, предсказуемым. Скорее — скачкообразным, хаотичным. И так почти до ХVII века. Около 1810 года впервые появился «План города Минска с окружающей около оного ситуациею». Внешние укрепления феодального города, городские валы, разрушили и ликвидировали, сам он стал расти в юго–восточном направлении параллельно реке Свислочь. Эту, четвертую, ступень развития города и назвали «узвышша». Образовывалась новая прямая трасса, соединявшая Борисовский тракт с южными загородными направлениями, начинавшаяся у деревни Комаровка и проходившая посередине большого холма. Новая магистраль вызвала частичную перепланировку тупиковых, кривоколенных переулков, благодаря чему появились улицы Богоявленская (ныне — Комсомольская), Петропавловская (Энгельса), Губернаторская (Ленина). Убрали ветряк — мельницу, венчавшую взгорье. Образовывалась новая площадь, почти квадратная по форме, — самое высокое место в городе: на 10 метров выше Верхней Торговой и на 35 — Нижнего рынка. Новая трасса стала предтечей сегодняшнего главного проспекта города.


Если Менеск со своими Замчищем, Немигой и Низким рынком развивался во времена Средневековья, Верхний рынок создавался в эпоху Ренессанса, то Новое место (или, как образно назвал его поэт Владислав Сырокомля, Новый город, а народ нарек «узвышша») формировалось и развивалось в иных временных рамках. В моем понимании «узвышша» город достиг не столько благодаря географическому расположению самой территории на крутизне извивающейся Свислочи, сколько дав примеры духовного и социального развития. Предыдущие века, отступая, давали дорогу новому времени, новому мышлению. Особенно отличилась здесь вторая половина ХIХ века. Центральными улицами Нового города считались Крещенская (Интернациональная), Юрьевская (ее нет, находилась в районе музея истории Великой Отечественной войны), Захарьевская (часть нынешнего проспекта Независимости), Батальонная (Красноармейская)...


Как же часто приходится нам с горечью повторять: было, стояло, находилось... А ведь могло радовать, впечатлять, восхищать...


К концу Великой Отечественной войны в Минске из 1.300 каменных зданий сохранилось чуть более 200. Сегодня в «Свод памятников архитектуры и культуры» из старинного наследия занесено лишь несколько десятков... В 60–х я еще пробегала по Торговой улице, в начале 70–х — жила на старой Немиге, в начале 80–х стоял на своем месте первый городской театр, в конце 90–х меня встречал печальный силуэт старой Комсомольской — той, что у Немиги...
Есть в судьбе Минска нечто от божественного предназначения. Недаром, впервые попав в наш город, гости так восхищаются умиротворенностью, уютом и некоей просветленностью его старинного центра. Почему? Каждый из нас, возможно, ответит на этот вопрос по–своему...


Светлана ИВАНОВА, Минск.

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter