В поисках утраченного

Люди в глуби полесских болот поселились давно — в прошлом году Лунинец отмечал свое 560–летие. Отсчет годам здесь ведут с момента первого упоминания села Малый Лулин в летописных документах в 1449 году...

Люди в глуби полесских болот поселились давно — в прошлом году Лунинец отмечал свое 560–летие. Отсчет годам здесь ведут с момента первого упоминания села Малый Лулин в летописных документах в 1449 году. Вскоре Малый Лулин стал Лулинцем, а потом и Лунинцем. Происхождение названий Лулин и Лунин толкуют по–разному. И от белорусского «лунаць» (парить, мечтать), и от «люляць» (качать, баюкать), и от «лунь» (так называют яму, «окно» в болоте). Интересная версия о происхождении названия селения принадлежит внучке Якуба Коласа Вере Даниловне Мицкевич, предположившей, что произошло оно от балтского «лул» — неспелые ягоды.


Но вернемся к тому времени, когда в местечко пришла железная дорога. 30 декабря 1884 года по веткам, связавшим Вильню и Лунинец (297 верст), Лунинец и Пинск (53 версты), побежали первые поезда. Строительство путей завершилось в ударные по тем временам сроки — всего за 1 год и 8 месяцев. Лунинец стал разрастаться. В 1909 году в нем было почти 600 домов и более 3 тысяч жителей. Действовали 19 торговых лавок, постоялый двор, 3 харчевни, приемный покой небольшой железнодорожной больнички, два училища — народное и железнодорожное...

 

Приезжавших на станцию встречал красивый каменный вокзал, двери которого распахивал швейцар. С Лунинецким вокзалом связан еще один интересный факт. Здание его было полностью разрушено в годы Великой Отечественной войны, и на месте этом почти десятилетие оставался пустырь. Вокзальные службы размещались в вагончиках и неказистых домах, сохранившихся на привокзальной площади. Но однажды в утренней юмористической радиопередаче лунинчане услышали такой диалог Штепселя и Тарапуньки:


— Скажи–ка, а когда закончилась война?


— Ты что, не знаешь? Стыдно! Десять лет назад закончилась!


— Да когда еду я мимо Лунинца, забываю об этом...


Оказалось, известнейшие в те времена артисты, возвращаясь на родину с гастролей, не раз наблюдали пустырь на месте вокзала в Лунинце. Вот и решили, видимо, «проехаться» по полесской нерасторопности. Возможно, благодаря Штепселю и Тарапуньке, а может, многочисленным обращениям местных жителей в 1959 году в Лунинце появился новый вокзал. Сейчас его ремонтируют, и в ямах, выкопанных под трубы, можно увидеть и камни фундамента того, довоенного здания, и красный кирпич стен с кусками штукатурки.


Главной улицей города в начале прошлого века была Садовая. Никаких садов на ней никогда не было, наверное, поэтому название это вскоре после переименования в улицу Пилсудского (ныне улица Советская) забылось. Имя маршала таким образом решили увековечить польские власти. На ремонт центра города тогда ушло около 5 тысяч злотых. Улица стала шире, на ней убрали несколько старых деревянных домов, выступавших на проезжую часть. Появились здесь и тротуары из бетонных плит, и булыжная мостовая. Из домов, ранее стоявших на улице Пилсудского, сегодня хорошо сохранилась часть здания «староства» (городской администрации), построенного в середине 30–х годов прошлого века. В войну здание пострадало от бомбардировки — уцелело лишь одно его крыло. Сейчас в нем находится детская школа искусств.


Прогуляйтесь по современному Лунинцу. Пройдитесь по Привокзальной улице, бывшей Окшеи, мимо рынка и множества небольших магазинчиков. Такой же была она и 100 лет назад. Сверните на улицу Гагарина, идущую от вокзала перпендикулярно бывшей Пилсудского, на ней лучше всего сохранился дух прошлого века: кованые балконы, каменные одно– и двухэтажные домики с узкими окнами. Кажется, что сейчас зацокают сзади копыта, забренчат колеса повозки, закричит мороженщик: «Лёды, лёды...», зазвенит гонг тряпичника... Когда–то здесь, на Гагарина, носившей название Неподлеглости (Независимости), стояла трехэтажная 7–классная школа. Новая школа после войны выстроена практически на месте разрушенной старой. Ученики ее, к слову, мечтают, что сохранившийся практически неизменным уголок райцентра когда–нибудь станет пешеходным, местом художественных ярмарок, таким, как Арбат в Москве или Троицкое предместье в Минске...


Автор благодарит журналиста «Лунiнецкiх навiн» Татьяну Конопацкую за помощь в подготовке материала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter