В поисках утраченного

Смоленск когда–то входил в состав Великого княжества Литовского...

Хотя Смоленск и находится от моего родного города всего–то в 200 километрах (по нынешним меркам, не расстояние), еще сравнительно недавно я о нем только слышал. Знал, что это город–герой, что там можно увидеть много прекрасных памятников старины. И все... Если честно, относился к Смоленску как–то безразлично. Но стоило всего лишь раз съездить туда в командировку, как меня стало тянуть побывать в древнем городе, который находится пусть и в братском, но другом государстве. Я теперь считаю его своим — по духу. Нас ведь связывает так много в истории и культуре! Смоленск когда–то входил в состав Великого княжества Литовского. А смоленские полки громили Тевтонский орден во время Грюнвальдской битвы, быть может, вместе с моими предками — почему нет?..


На центральной улице Смоленска, Большой Советской, — средоточие деловой жизни города. А значит, высокий темп происходящего. Обычно смоляне, по их же признанию, пробегают здесь не останавливаясь. Однако если на минуту, а лучше на часок «притормозить», много чего интересного увидишь даже в, казалось бы, хорошо знакомом пейзаже. В том виде, в каком улица существует сейчас, Большую Советскую проложили в 1851 году. Но есть легенда, согласно которой своим возникновением она обязана Петру I. Ну, как обычно, пришел самодержец и указал: «Тут улице и быть». Высочайшее повеление быстренько исполнили. Впрочем, историки считают, что на самом деле праматерь Большой Советской появилась еще в XII веке и носила имя Большой Проезжей. А в начале XIX столетия ее переименовали в Большую Благовещенскую.


В самом старом здании на Большой Советской, сохранившемся еще с XVIII века, расположился музей «Смоленский лен». До 1920 года дом принадлежал Троицкому мужскому монастырю. Потом монахи покинули здание — понятное дело, какие были времена. После ухода святых братьев в уже бывшем монастыре оборудовали спортивные залы физкультурного техникума. А в послевоенные годы экс–обитель превратили в макаронную фабрику.


Чуть выше Троицкого монастыря находилась Мариинская гимназия. После революции ее переделали под жилой дом. А в 1928 году в здании обосновался Дом Красной Армии. Вообще, место это в городе непростое — историческое. В начале XVII века по приказу польского короля Жигимонта III здесь возвели ратушу, на которой висели часы с боем. Царь Алексей Михайлович, отвоевавший Смоленск для России, приказал часы снять — подарил их какому–то монастырю.


Здание, в котором ныне размещается областная библиотека, построили смоленские купцы в 1888 году для купеческого собрания. Есть на Большой Советской и дома конца XIX — начала XX века. В свое время ими владели частные лица, поэтому строились те по индивидуальным проектам и до сих пор сохранили непередаваемое очарование архитектуры давних дней.


Рассказывая о Большой Советской, нельзя не вспомнить Успенский кафедральный собор. Чтобы подняться к храму, приходится преодолевать достаточно крутой подъем. Но то, что вы увидите, поверьте, того стоит. Когда проходишь через ворота, напоминающие крепостные, дух захватывает от величия этого памятника культуры, по праву принадлежащего к числу наиболее величественных и знаменитых храмов России.


История собора связана с именем Владимира Мономаха, заложившего первый камень в основание будущей святыни в 1101 году. В принципе, собор тогда задумывался отнюдь не кафедральным. Скорее городским, должным удовлетворять культурные нужды жителей крупного поселения. Построили храм менее чем за полвека — в 1150 году уже освятили. Но во время захвата Смоленска Жигимонтом III собор разрушили. Существует предположение, что его взорвали укрывавшиеся там от неприятеля горожане, которые предпочли плену смерть. На месте прежнего заложили новый храм, строившийся и перестраивавшийся на протяжении 100 лет и в результате приобретший свой нынешний вид.


Издали собор кажется не таким уж и большим. Но когда заходишь внутрь, поражают его размеры. Пол вымощен металлической плиткой — по местным легендам, доставленной с демидовских заводов. «Смотри, — показывал как–то мне приятель, — на одной плитке могут встать несколько человек. Представь, какие многолюдные службы здесь проходили». Попытался заняться арифметикой, стал считать. На нескольких тысячах сбился...


Однако люди приходят в собор не только ради того, чтобы полюбоваться красотами архитектуры. Еще — и в первую очередь — поклониться Смоленской иконе Божией Матери Одигитрия. По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Греческий император Константин IX Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который в начале XII века и перенес образ в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда икона получила название Одигитрия Смоленская.


В 1398 году дочь князя Витовта Софию выдали замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича. Икону невеста привезла с собой в Москву. Образ установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. В 1456 году по просьбе жителей Смоленска икону торжественно с крестным ходом возвратили по месту старой «прописки». В Москве остались две копии: одна — в Благовещенском соборе, другую в 1524 году поставили в Новодевичьем монастыре.


Я вспомнил лишь о некоторых достопримечательностях Смоленска. На самом деле об одном из древнейших русских городов можно говорить бесконечно. Так, например, только по количеству исторических памятников домонгольского зодчества Смоленск занимает третье место после Киева и Новгорода. По интенсивности строительства в XII — начале XIII века превосходил все центры Древней Руси. Сохранились в Смоленске и потрясающие развалины крепостной стены, вдоль которых хочется ходить бесконечно. И рассказывать об истории этого могучего сооружения. Что я, наверное, и сделаю чуть позднее.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter