В поисках утраченного

Полоцк - белорусская классика во всех смыслах: историческом, духовном, культурном, образовательном...

Полоцк - белорусская классика во всех смыслах: историческом, духовном, культурном, образовательном... Вообще, как теперь выражаются, - наше все. Поэтому писать о нем и легко, и очень сложно одновременно. Первое - поскольку информации много и она вся весомая. Второе - снова-таки, поскольку информации много и она вся весомая, а значит, писана и переписана не по одному разу: классика все же! Вот и остается у каждого нового автора-энтузиаста единственный "эксклюзивный" путь - говорить о своем Полоцке, о том Полоцке, каким он сам его видел, знает и принимает.


Как же тогда быть в нашем случае? Ведь в рубрике "Ретро" мы стремимся рассказывать о прошлой жизни городов и людей, которые уже покинули нас навсегда. Например, этих почтенных полочан, с любопытством заглядывающих из своего таинственного прошлого в наше такое конкретное настоящее и через нас - в покрытое мраком будущее. Словно в зрительном зале, разместились они на старинных открытках и фотографиях и только глазами вопрошают: "Ну как там у вас?" А мы им отвечаем: "Да ничего. А у вас?" Короче, поговорили... В общем, мистика какая-то...


Хотя Полоцк и в самом деле - место необычное. Нет, не мистическое. Я бы сказала, сакральное. Намоленное. И щедро политое слезами и кровью. История Полоцка настолько сложная и драматическая, что в ее хитросплетениях исследователи разбираются до сих пор. Здесь доказывали собственную правоту себе и миру и православные, и католики, и униаты. Здесь же звучали призывы к взаимопониманию и толерантности. Но далеко не всегда эти правильные призывы доходили до разгоряченных умов правителей и преисполненных мести и горечи людских сердец. Чего только не случалось с городом и его жителями! Вот Иван Грозный в 1563 году повелел местную шляхту и мещан с семьями переселить в Москву. А из Москвы на их место прибыл русский люд. Политика и религия, власть и деньги, любовь и ненависть, коварство и преданность, героизм и алчность - все смешалось, казалось бы, на двинских берегах в огненную смесь под названием "Полоцкая история". И как на добрый лад, несмотря на всю кажущуюся хрестоматийность, мы еще только начинаем раскручивать непростую нить ее узора. Полочанину родом, Владимиру Лиходедову удается делать это максимально объективно. Ведь в его распоряжении есть такой убедительный арсенал, как документ, коим, бесспорно, является фотографическая открытка. Вот только жаль, изобрели это чудо поздновато. Немного бы раньше - и мы бы точно знали многое из того, о чем сегодня приходится только догадываться.


Полоцк был крупным и важным городом. Точное число населения определить трудно, но историки считают, что в середине XVI века оно составляло несколько десятков тысяч человек - немало даже по европейским меркам того времени. Особенно ладилась торговля - в первую очередь с русскими городами: Новгородом, Псковом, Москвой, Тверью, Смоленском... Да и с прибалтийской Ригой, Гданьском, а также Гнезно, Познанью, с городами северной Германии плодотворные контакты установились. Грузы доставляли главным образом водным путем. В Ригу, например, из Полоцка везли пеньку, паклю, золу, рогожу, дерево, жир, воск, хмель, мыло, обувь. Обратно загружались в первую очередь солью и сельдью, ну а еще железом, свинцом, пряностями... Неудивительно, что на двухнедельные ярмарки, проходившие в Полоцке дважды в год, съезжалось множество купцов из русских, белорусских городов, из Прибалтики и Польши.


Однако в определенный момент обрушившиеся бесконечные войны, пожары, эпидемии, неурожаи сделали свое черное дело - не позволили Полоцку расти и развиваться прежними темпами. Однако еще до начала XVII века поселение поддерживало достаточно высокий статус.


На протяжении столетий на полоцкой земле строилось множество храмов. Раскопки показывают, что уже в XII веке речь шла не об одной-двух церквах. Высказывается предположение, что на территорию Беларуси христианство пришло еще даже до крещения Киева. И вполне вероятно, что это так. Трудно себе представить, но в XVI веке в ныне более чем скромном Турове, по некоторым источникам, действовало 80 (!) церквей. Похожая картина наблюдалась в Витебске, Орше, Могилеве... Но живым сердцем белорусской духовности был и остается древний Полоцк, освященный гордым и вечным именем преподобной игуменьи Евфросинии.


Сегодня стараниями туристических организаций Полоцк стремится превратиться в доходный коммерческий брэнд. Подход современный, прагматичный и в нынешних условиях логичный: деньги в нашей жизни - вещь необходимая. Но очень жаль, если из-за того мы растеряем душевный трепет и будоражащее удивление от общения со святыней. Коммерция, как серебряный рубль, - блестяща, но плоска. Святыня же остается непостижимой и в чем-то недосягаемой, несущей в себе тайну. Рядом с ней мирское и суетное должно знать свое место и не посягать на вечное. Рассказывать подробности не буду, но в том, что существует некая незримая и абсолютно ощутимая связь нас, сегодняшних, с той прошлой жизнью, - теперь абсолютно уверена. И именно события, произошедшие в Полоцке, меня убедили.


Мы смотрим на лица полочан прошлого века. Незнакомка... Незнакомец... Однако я хорошо знаю имена двух очаровательных девушек, запечатленных на одном из снимков, сделанном в полоцком фотографическом ателье начала XX века. Любовь и Степанида Колесниковы. Сестры жили в Полоцке. В короткой жизни одной из красавиц, Степы, тоже оказалась тайна. И, наверное, очень большая, если и после Великой Отечественной войны соответствующие компетентные органы никаких подробностей о ней родным не сообщили. Только то, что погибла и награждена орденом. Где погибла, как и за что награда - без комментариев... Хотя здесь как раз та тайна, которую нам стоило бы знать...


Фото из коллекции лауреата премии "За духовное возрождение" Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter