В поисках утраченного

Зародился праздник трудящихся женщин более ста лет назад...

Иногда кажется, что мое женское поколение и несколько предыдущих воспитывали исключительно Роза Люксембург, Клара Цеткин и Надежда Константиновна Крупская в роли доброй бабушки. В результате в сознании многих из нас произошли непоправимые перекосы. Нет, настоящей феминисткой, например, я не стала. Отчего все еще только хуже. Потому как, когда в ресторане ты не разрешаешь мужчине заплатить за себя и при этом испытываешь незыблемую уверенность, будто иначе и быть не может, — тогда все в полном порядке. Но если тоскливо думаешь про себя: «И почему я такая ненормальная...» и все равно категорически не допускаешь, чтобы за тебя заплатили, — здесь уже другой разговор. Шучу, конечно. Хотя сами знаете: в каждой шутке... Поэтому позволю себе высказать предположение: вышеописанная поведенческая модель в той или иной степени свойственна значительному числу моих соотечественниц постарше. Она, как мне кажется, и характеризует менталитет советской трудящейся женщины — главной героини праздника Международный женский день 8 Марта. Большинству сегодняшних юных дев, думаю, нас не понять. Хорошо ли сие — судить не мне, опять–таки в силу того самого воспитания...


Хрестоматийная справка


Зародился праздник трудящихся женщин более ста лет назад. Но ведь намного раньше, еще в Древнем Риме, матроны — женщины, родившиеся свободными и состоявшие в браке, — в день почитания получали от своих мужей подарки, окружались вниманием и заботой. Даже рабыням предоставлялся выходной. Римлянки одевались в лучшие одежды и шли в храм Весты — богини огня и домашнего очага.


И все же вернемся к временам более близким. Начиная с середины XIX века женщины в США и Европе стали предпринимать решительные шаги в борьбе за свой социальный и человеческий статус. Чередой пошли демонстрации, манифестации и конференции, что, бесспорно, сыграло важную роль в дальнейшем. Гражданки получили значительные права: на образование, избирать и быть избранными и, конечно же, работать там, где работают мужчины. Последнее обстоятельство, наверное, надо отнести к главным завоеваниям всего предыдущего женского освободительного процесса. Поскольку именно оно легло в основу лекал, по которым стала кроиться жизнь миллионов советских подруг на долгие и долгие годы. Короче, добились счастья!


Только открытым остается вопрос: а что, до того, до демонстраций и конференций, женщины существовали в тотальном несчастье? Взять хотя бы белорусских. Действительно, жили они непросто, часто по–настоящему тяжело, особенно в деревнях. Но неужели мужчинам было легко и просто? И скажите на милость, много ли вы встречали даже в самых глухих и отсталых селах так называемых угнетенных баб? Уж скорее о мужиках такое скажешь. А вот то, что наши женщины частенько страдают от рукоприкладства мужей, — к сожалению, факт. Но, подозреваю, это позорное явление, укоренившееся в современном быту, как сорняк, подпитывается не столько переизбытком «угнетения» женщин, сколько недостатком у них физической силы для отпора. А уж с физической силой — тут как мать–природа распорядилась, Клара Цеткин не поможет. Тем не менее бороться с домашним террором не только можно, но и нужно. Поскольку в гендерной войне победителя нет, есть только проигравшие.


Вообще–то к «женскому вопросу» мужчины всегда имели самое непосредственное отношение. Известный исследователь минской старины Захар Шибеко рассказывает в своей книге «Минск сто лет тому» о Товариществе защиты женщин, основанном в 1901 году графом Карлом Эмериковичем Чапским, легендарным минским городским головой конца XIX века. К работе в товариществе привлекались преимущественно жены чиновников и предпринимателей — короче, как и сейчас в благотворительности. Был открыт юридический отдел, где давали бесплатные консультации профессиональные законники. Действовало бюро по организации лекций. Там врач Микулина–Иванова вела весьма популярный у горожанок всех сословий курс по женской гигиене. Также дамам читали лекции по астрономии, истории, литературе преподаватели гимназии Фальковича. Работали воскресная школа и ясли — дневной приют для детей рабочих.


В то время в Минске многие женщины уже трудились не только в домашнем хозяйстве, но и по найму, за зарплату, становились мелкими предпринимательницами. В городе появились свои преподавательницы, доктора, телеграфистки, артистки, модистки, продавщицы, фабричные работницы. Ну и, конечно, прислуга — кухарки, прачки, няньки в богатых и зажиточных домах. Прогресс не стоял на месте. Жаль только, что дальше он почему–то стал вышагивать какими–то кривыми тропками. В результате чего у нас появились женщины–землекопы, женщины–кузнецы, даже женщины–шахтеры. И совсем растаяли в своих неземных «духах и туманах» бестелесные блоковские Незнакомки.


Нет, духи, конечно, выпускались и потом. Например, знаменитые «Красная Москва», которые приобрели мировую славу, подобно бессмертным Chanel № 5. Они даже появились почти одновременно. Кстати, существует версия, будто первоосновой композиции «Красной Москвы» стал знаменитый «Любимый букет императрицы» известного российского парфюмера, француза по происхождению Генриха Брокара. Современники писали, что благоуханный восковой букет цветов, подаренный Брокаром августейшей особе, источал восхитительнейший аромат. Возможно, все так и происходило. Но лично я склонна присоединиться к тем, кто считает, что «Красную Москву» создали уже на фабрике «Новая заря», возникшей на руинах «Империи Брокара». Запах духов, на мой вкус, слишком энергичный, экспансивный, жесткий, подавляющий. Я бы сказала, очень красный! Но другим он и не мог быть. Только таким — отражающим крепкий характер женщины в красной косынке. И это правильно!


Сегодня немало молодых девушек мечтают устроить свою будущую жизнь так, чтобы не работать. Что ж, у каждого собственный путь и пусть повезет каждому. Но как же быть тогда с замечательным праздником День 8 Марта? Ведь он все же давался нам, нашим мамам и бабушкам за труды. А главное — за труд. Неужели когда–нибудь не станет трогательных восьмимартовских утренников в детских садиках, где сыночек и доченька читают стихи дорогой мамочке, которая очень устала и которой надо срочно помочь. Они так искренне обещают посуду помыть и вместе с папой пирог испечь! А у мамочки от того — глаза на мокром месте и счастье в душе. То счастье, за которое и надо бороться. Всегда и везде!


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter