В поисках утраченного

В Гродно, как ни в одном другом городе Беларуси, сохранилась старая архитектура...

В Гродно, как ни в одном другом городе Беларуси, сохранилась старая архитектура. Ее изюминкой являются неповторимые здания костелов. В центральной части города по обе стороны Немана расположены сразу четыре храма с древней историей. Давайте накануне Рождества совершим необычное ретропутешествие по этим католическим святыням, а начнем экскурсию в знаменитом Фарном костеле.


Этот храм высотой более 50 метров возвышается над центром Гродно и виден отовсюду. За три с лишним века его внешний вид почти не изменился — все такой же могущественный и колоритный. Костел стоит на главной площади города, двери открыты с раннего утра до позднего вечера. А потому здесь не только много прихожан, но и туристов, особенно в эти предпраздничные дни.


Чем же выделяется костел святого Франциска Ксаверия (в народе — Фарный)? Первый камень в его основание был заложен еще 1678 году, а освящение, на котором присутствовали русский царь Петр Первый и польский король Август Второй, прошло только в 1705 году. Одна из главных достопримечательностей костела — деревянный алтарь высотой с семиэтажный дом, его украшают более 20 редких фигур апостолов, меценатов, святых. Летом 2006 года во время пожара часть уникальной композиции — рельефные колонны, балюстрада, а также четыре скульптуры — сгорела или была сильно повреждена. Теперь местные краснодеревщики восстанавливают утраченное. Обновленный алтарь цвета светлого мрамора будет открыт уже в начале нового года.


Фарный костел невозможно представить и без старинных маятниковых часов — старейших из действующих в Европе. Необычный механизм сделан в 1665 году в Германии для гродненской Ратуши, а на левую костельную башню его перенесли лишь спустя 60 лет. Чтобы добраться до часов и колоколов, надо преодолеть 132 крутые каменные ступеньки. Именно такой путь каждый день проделывает единственный в стране механик башенных часов Иосиф Ясюкевич. Как только минутная стрелка показывает четверть часа, на всю округу слышится один удар в колокол, 30 минут — два удара, 45 — три, а ровно в час — четыре.


Что ж, пойдем дальше. Всего в трехстах метрах от Фарного костела расположен комплекс Бригитского монастыря. Основное здание — костел, он построен в первой половине ХVII века в стиле барокко и стоит на перекрестке двух улиц. Угловые башни и изящные брамы монастырских стен делают это не слишком большое строение более величественным. Сегодня бригитский комплекс с нескольких сторон обставлен строительными лесами. Заменена красная черепичная крыша, идет ремонт фасада. Кстати, в некогда жилом корпусе монастыря долгое время располагались областные психоневрологический и наркологический диспансеры. Теперь они переехали в специально построенное здание вдали от центра города. А у храма наконец–то появилась возможность использовать помещения по назначению.


Мало кто из приезжих знает, что во дворе монастыря расположена еще одна достопримечательность города — двухэтажное здание лямуса, построенное в конце ХVII века. Этот дом из мощных деревянных бревен украшают арочные галереи. Раньше в лямусе находилось общежитие для монахинь–бригиток.


Свернув направо по узкой улочке, мы через несколько сотен метров окажемся у стен Бернардинского костела. Как и Фарный, он возвышается в центре города. Величественность зданию придает и то, что оно расположено на крутом холме, откуда можно спуститься к Старому мосту и реке Неман. Храм начинал возводиться почти полтысячи лет назад, но только в ХVIII столетии обрел свою окончательную форму. Вот поэтому на архитектуре здания отразились сразу три сменивших друг друга стиля — готика, ренессанс и барокко. Бернардинский комплекс — это не только костел, но и несколько административных, жилых и хозяйственных зданий, в которых располагается католическая духовная семинария.


т стен этого храма город виден как на ладони, открывается отличная панорама левонабережной части Гродно. Стоит спуститься вниз, пройти по мосту и повернуть направо — и перед нами древний Францисканский монастырь. Сложный рельеф местности определяет его асимметричность. Главный фасад разделен на три яруса, в первом даже сохранилось оформление ХVII века. Своды костела украшает композиция «Пастырь со стадом овец» на фоне зеленого пейзажа. К слову, холодные тона — зеленый и синий — в росписях здесь преобладают. Необычен и весь интерьер, который состоит из 7 деревянных алтарей.


Экскурсия по старым костелам Гродно была бы неполной, если бы мы не вспомнили о фаре Витовта. Эта святыня, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Удивительно трагична ее история. Костел впервые упоминается в 1389 году, тогда он был деревянным и принадлежал князю Витовту. После того как Гродно стал резиденцией польского короля Стефана Батория, он велел построить на этом месте храм из камня. Пожар спустя много лет обезобразил здание, оно долго стояло без ремонта. Затем состоялся раздел Речи Посполитой, и в составе Российской империи появилась Гродненская губерния. Так оказалось, что в Гродно тогда не было ни одного православного храма. Вот и решено было приспособить под него костел Витовта. Но и новоявленный собор в 1892 году не избежал пожара, сгорела крыша, упали колокола. Храм восстановили быстро, но изменив его облик: появились 5 куполов, колокольня. Очередной виток в непростой истории Гродно обернулся тем, что в 1919 году здание собора снова перешло католическим верующим. И опять началась его перестройка — теперь уже в неоготическом стиле.


Фара Витовта располагалась всего в сотне метров от костела святого Франциска Ксаверия и создавала неповторимый архитектурный ансамбль в самом центре города. Но не всем это нравилось. В разгул оголтелого атеизма в чью–то больную голову пришла идея снести храм. Якобы по причине аварийности здания, но это была надуманная отговорка. В Гродно пригласили бригаду взрывников из Ленинграда. Ночью 29 ноября 1961 года произошел роковой взрыв: здание вначале приподнялось, а потом стало медленно опускаться...


Фундамент фары Витовта сохранился. Поверх него теперь расположен небольшой сквер с пешеходными дорожками, скамейками. Летом здесь в тиши каштанов особенно красиво. Но так не хватает самого храма. Робкие попытки восстановить его пока дальше разговоров не пошли. А может, еще найдется меценат, который возьмется за восстановление святыни? Ведь воссоздали же в Москве храм Христа Спасителя...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter