В поисках утраченного

В ближайшее воскресенье мы отмечаем очередную красную дату — День женщин, бывший любимый миллионами советских мужчин и женщин Международный женский день 8 Марта...

В ближайшее воскресенье мы отмечаем очередную красную дату — День женщин, бывший любимый миллионами советских мужчин и женщин Международный женский день 8 Марта. Начало его празднованию положили социальные потрясения первых десятилетий XX века. Собственно говоря, какой–то единой точки отсчета здесь, пожалуй, нет. В связи с завоевавшим свое прочное место под мировым солнцем праздником всех трудящихся женщин можно вспомнить целую вереницу знаковых событий. Это и митинг за равноправие, проведенный 8 марта 1908 года по призыву Нью–Йоркской социал–демократической женской организации, и Вторая Международная социалистическая женская конференция в Копенгагене 1910 года, утвердившая по предложению Клары Цеткин день борьбы за права женщин, и события 1914 года, когда Международный женский день прошел одновременно в нескольких странах именно 8 марта, и женская демонстрация под лозунгами «Хлеба и мира!» в Петербурге 23 февраля по старому стилю или 8 марта по новому стилю 1917 года... Со временем, когда в СССР 8 Марта объявили нерабочим днем, его политизированная составляющая практически стерлась. Да, к 8 Марта лучшим труженицам, передовикам производства давали приуроченные к празднику ордена, медали и похвальные грамоты, но к этому стали еще и преподносить цветы, говорить комплименты, улыбаться. Дети обязательно готовили в садиках и школах трогательные утренники, посвященные любимым мамам и бабушкам. Постепенно 8 Марта стало приобретать теплый домашний характер. И слава Богу!


Но чего уж там лукавить, конечно, тогда, в самом начале, такой необычный день был обращен далеко не ко всем героиням нашего сегодняшнего женского фоторевю. Ну что еще такого должно не хватать в жизни почтенным матронам с гомельского снимка, чтобы подвигнуть их на бунт сознания и поступков? Статные «мадамы» — судя по поразительному внешнему сходству, члены одной семьи — проникнуты глубоким чувством собственного достоинства и даже самодостаточности и превосходства. Не удивилась бы, узнав, что это успешные бизнес–леди своего времени. А может, они — почтенные матери почтенных семейств? Почему бы и нет? Но и в таком случае вряд ли им требуется защита Розы Люксембург и Клары Цеткин. Оцените, как ровно держит спину дама, что стоит на втором плане, какой у нее уверенно–победный взгляд. А две женщины постарше — слева и справа? На их лицах читаются спокойствие и сила. Даже милая барышня, кокетливо выставившая дорогую туфельку из–под края подола, похоже, может постоять за себя. Да–да, это, по–моему, сильные женщины.


Признаться, намеревалась писать про очарование, нежность, красоту, кокетство, а тут раз — и сильные женщины... Несколько не из той оперы. Но что делать, если, присмотревшись ко всем героиням нашего сегодняшнего ретрообзора, вдруг начинаешь понимать: они все — все! — сильные женщины и личности. Независимо от социального положения, образования, наличия или отсутствия кудряшек в прическах и кружев на платьях.


В отличие от гомельского женского клана три барышни–скромницы из Полоцка, похожие на деловитых курсисток, пожалуй, вполне могли бы оказаться участницами объявленной во всем передовом мире борьбы за права женщин. Наряды скромные, волосы подобраны, никаких украшений, милые лица сосредоточены. Несмотря на внешнюю хрупкость, в девушках чувствуется стальной стержень — таких не сломить, такие идут до конца и борются за свои идеалы самоотверженно и бескомпромиссно.


А какой гордый облик у минской барышни в роскошном вышитом наряде. Гимназистка? Еще одна курсистка? Артистка? Умница — точно!


И все–таки до чего же они прекрасны! Посмотрите на молодую пинскую селянку с маленькой дочкой. Руки у еще совсем юной женщины натружены, на них нет колец и браслетов, но они так много умеют делать. И как же она нежна, добра! И сильна своей неизбывной крестьянской надежностью. Такие же чистые, открытые, одухотворенные лица у крестьянок Брест–Литовского уезда. Даже с современной точки зрения среди них есть настоящие красавицы. Посмотрите на крайнее справа прелестное создание, склонившее очаровательную головку, чтобы попасть в фотокадр. Настоящая барышня–крестьянка!


А прекрасная дева с тонким станом в бусах и лентах, с розами в русых волосах! Она тоже из Полоцка, как и те три серьезные барышни. Отличается от них, конечно. Но в том и сила, брат, что у нас разные есть. Были то есть. И все замечательные, только каждая по–своему. Женщины Беларуси — настоящие наследницы великой Евфросинии. В них переплелось так много качеств: красота, ум, сила, доброта, выносливость, преданность, тонкий вкус, деловитость, принципиальность, идейность... Сумеют ли все это сохранить их внучки и правнучки? Хотелось бы, чтобы было так. А иначе зачем они жили? Иначе зачем вся наша предыдущая борьба и история?


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter