В поисках утраченного

Беларусь — страна не только голубых озер, но и прекрасных рек. Днепр, Припять, Неман, Двина, Сож, Березина, Буг — есть где развернуться...

А начиналось все с великого водного пути «из варяг в греки», захватывавшего Западную Двину и Днепр. Потом, в 1760–х годах, Пане Коханку — Кароль Радзивилл задумал организовать — и организовал! — первую и единственную на территории Великого княжества Литовского мореходную школу. Возле Несвижа, в усадьбе Альба, выстроили дома для учеников, выкопали пруды, прорыли каналы. Юношей, подчинявшихся особому уставу, обучали мореходному делу опытные моряки. Создали даже свою маленькую флотилию. Когда король Станислав Август Понятовский приехал в Несвиж, ему продемонстрировали умения моряков Альбы, и увиденное его поразило. Славная история! Наш читатель из Минска Анатолий Алешкевич предлагает не забыть о том замечательном предприятии Радзивиллов и обязательно каким–либо образом увековечить, благо сейчас как раз идут реставрационно–восстановительные работы в Несвижском комплексе. Стоит прислушаться.


Беларусь «от моря до моря» не получилась, да и вряд ли такое надо. А вот реки — совсем другое дело. Полезное и вполне реальное.


Ах, как же изящно и целеустремленно движутся по рекам корабли и кораблики. По морю, океану — очень красиво. Но там — стихия, простор, холодные соленые брызги в лицо. И посреди всего этого — мужественное судно с мужественным экипажем, где нет места женщинам. А река! Прозрачная акварель, камерность, задумчивость и дама с тонким станом под кружевным зонтиком у борта парохода...


Беларусь — страна не только голубых озер, но и прекрасных рек. Днепр, Припять, Неман, Двина, Сож, Березина, Буг — есть где развернуться! Настоящее богатство, значение которого нельзя умалить. Если только не пересушить. Но пока, как говорится, Бог миловал.


Практически все крупные города и некоторые не очень крупные, например Кричев, уже 100 лет назад имели собственные верфи. Исторически Пинск вообще рассматривался как потенциально крупный речной порт. В базарный день в речные порты городов приплывали баржи с товаром, многочисленные лодки. По Вилии и Неману сплавляли лес — от пристани в Столбцах и аж до самого Кенигсберга. Построенный более двух веков назад Днепровско–Бугский канал соединил западную часть Беларуси, а через нее и европейские государства с Черным морем. По нему переправлялось множество грузов.


Но реки у нас не такие уж полноводные. Да и водоразделы большие — слишком много приходилось тащить суда волоком. И все же с конца XIX — начала XX веков по рекам Беларуси активно ходили суда и суденышки. Появился свой неплохой речной флот. Возникали даже клубы моряков — «речных волков».


Есть речной флот в стране и сейчас. Он развивается в меру сил и возможностей. Тем не менее, время от времени наведываясь в «портовый город» Петриков, что на самом берегу Припяти, каждый раз получаю очередную, тонкую, как флер, порцию ностальгии по утраченному. Там, на Припяти, у бабушки, прошли практически все мои школьные летние каникулы, одна из самых ярких страниц которых — река. По ней ходили огромные баржи–трудяги, тяжело груженные песком, щебнем, еще какими–то неведомыми грузами; не торопясь передвигались суденышки под неказистым названием «черпалки», чистившие дно и углублявшие русло; деловито рассекали водную гладь бойкие тарахтящие катера. Но апофеоз всего великолепия — «ракеты» — пассажирские теплоходы, по форме и в самом деле похожие на ракету. Два раза в день они причаливали в местном «порту», который соседствовал с большим песчаным пляжем. Этот аттракцион вызывал неизменный восторг у ребятни: заслышав шум приближающегося судна, все вдруг срывались и, словно подхваченные ветром, с криками «ракета, ракета!» мчались к дощатой крытой пристани. «Ракета» же подкатывала чуть горделиво и снисходительно, словно горожанка, случайно спустившаяся со своих высот к деревенским простофилям. Аборигенам было любопытно потрогать складки ее платья, хотелось вдохнуть нездешний запах духов, а гостья осторожно переступала, боясь испачкаться об их повседневную жизнь. Конечно, долго «ракета» на маленькой пристани не задерживалась: некогда ей, надо лететь дальше. И она устремлялась прочь, набирая скорость и оставляя за собой роскошный веер водяных брызг. В Мозырь. Вот такая светская жизнь.


Однажды мечта многих петриковских девчонок и мальчишек для меня сбылась: приехали в отпуск родители и домой решили возвращаться через Мозырь, на «ракете», чтобы потом на самолете — в Минск. Не удивляйтесь: в те времена самолеты летали не то что в Мозырь, но даже в Петриков, Туров! И постигло меня разочарование: оказалось, ехать (или плыть?) внутри «ракеты» не так уж и интересно, смотреть со стороны куда как увлекательнее. Наверное, не хватало ветра, брызг, полета... и кружевного зонтика.


В Петрикове работал тогда судоремонтный завод, в большом парке стоял — стоит и сейчас — памятник герою Великой Отечественной войны младшему лейтенанту Николаю Чалому, который со своими товарищами, морскими десантниками 20–й бригады речных кораблей Днепровской флотилии, освобождал этот небольшой полесский речной городок от гитлеровцев. Так что река — далеко не всегда кружева и романтика. Река — это жизнь. О чем, наверное, могли бы рассказать мой прадед, сплавлявший по Припяти плоты, дед, ходивший в гражданскую на речных катерках. Но я их никогда не видела. А у других о том времени особенно и не расспрашивала. О чем сейчас искренне сожалею. Но есть река. И значит — жизнь продолжается.

 

Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter